Журнал № 5 за 2016 год

Журнал № 5 за 2016 год

Журнал № 5 за 2016 год

Теория и методология управления качеством образования

Н.П. Юсупова
Реализация регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: результаты и перспективы развития
В статье представлен опыт реализации проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», который реализуется в регионе с 2011 года. Позитивное влияние разработанной на основе международного стандарта ISO 9000 системы менеджмента качества для образовательных организаций на рост конкурентоспособности образовательной системы региона позволило проекту стать победителем всероссийского конкурса в области оценки и управления качеством образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2014 году.

Т.А. Поцукова, Е.В. Горланова, Л.А. Каменщикова
Научно-методическое сопровождение развития регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»
Учитывая необходимость научно-методического сопровождения реализации проекта, в качестве регионального оператора был определён Новосибирский ИПКиПРО (кафедра управления образовательными учреждениями), которым были разработаны методические материалы по адаптации и внедрению систем управления качеством в общем образовании. В статье представлен опыт регионального оператора по подготовке управленческих кадров к реализации систем управления качеством в общем образовании, по организации мониторинговых и аналитических исследований, по организации взаимодействия стажировочных и пилотных площадок, по подготовке образовательных организаций к сертификации качества.
Анализируя успешность данной инновационной деятельности, в статье показаны направления дальнейшего развития регионального проекта.

Стратегия развития образовательных систем

В.Я. Синенко
Инновационное управление образованием как ключевой фактор роста его качества
Создание системы менеджмента качества в образовательной организации – процесс инновационный. В соответствии с базовым критерием региональной модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области – «лидирующей роли руководства» – в данной статье уточняются особенности инновационного управления образовательной организацией, способствующего росту качества образования.

Е.А. Рекичинская
Использование риск-менеджмента в образовательной деятельности школы
Риск-ориентированное мышление позволяет руководителю своевременно и компетентно выявлять риски, формулировать цели управления ими, определять способы минимизации рисков и выстраивать работу по их предупреждению или минимизации. Использование риск-менеджмента в соответствии с международным стандартом 9001:2015 представлен в статье на примере опыта гимназии №3 в Академгородке г. Новосибирска. Раскрываются критерии результативности и эффективности практического использования риск-менеджмента в деятельности образовательной организации: увеличение количества достигнутых целей и реализованных проектов; уменьшение количества возникших непредвиденных случаев; повышение индекса удовлетворенности внешнего потребителя деятельностью образовательной организации.

С.Н. Бирюков, В.В. Углянская
Влияние информационной образовательной среды гимназии на развитие модели системы менеджмента качества образования
В связи с тем, что в новой версии международного стандарта качества ИСО 9001:2015 выделяется понятие «контекст организации», авторы статьи представили анализ информационной образовательной среды МАОУ г. Новосибирска гимназия №10 как элемента «контекста организации», способствующей повышению качества образовательных услуг.

Практика эффективного управления

Т.М. Тумаева, Л.П. Малыгина
Влияние лидирующей роли руководителя на достижения современной образовательной организации
В статье рассматривается влияние принципа международного стандарта ISO 9000 «лидерство руководителя» на достижения деятельности образовательной организации. Использование данного принципа показано на опыте Аэрокосмического лицея имени Ю.В. Кондратюка г. Новосибирска по направлениям: определение стратегии развития и ценностей организации, участие руководства в разработке политики и целей в области качества, управление ресурсами, инфраструктурой и производственной средой, выстраивание кадровой политики и взаимодействие с партнёрами социума. Мониторинг и измерение характеристик предоставляемых образовательных услуг лицея подтверждают результативность данной управленческой стратегии.

Е.И. Калинина, Т.О. Шишлянникова, А.Д. Шмакова
Постоянное улучшение как ключевой принцип организации системы работы с одаренными учащимися в образовательной организации
Лейтмотивом авторов статьи, администрации лицея №9 г. Новосибирска, стала выработанная за годы участия в проекте УКО привычка опоры на принципы всеобщего управления качеством при принятии любых управленческих решений, при реализации и мониторинге основных и вспомогательных процессов организации. Это в полной мере относится к организации системы работы с одаренными учащимися. В статье предлагается опыт разработки и реализации программы по выявлению, сопровождению и социальной адаптации одаренного ребенка в условиях автономного образовательного учреждения. Представлена пошаговая технология подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников. Системный подход в реализации данного направления деятельности лицея является основополагающим и доминирующим.

В.В. Демкина
Служба качества как инструмент реализации требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 в образовательной организации
Статья посвящена описанию задач, состава, функций и результатов деятельности такого структурного подразделения МБОУ Лицей №113 г. Новосибирска, как служба качества. Показано, каким образом данная структура обеспечивает поддержку системы менеджмента качества образовательной организации в рабочем состоянии и работает на постоянное улучшение.

Контроль, мониторинг и оценка качества образования

Ю.А. Бондаренко
Анализ и улучшение в системе менеджмента качества образовательной организации
Что необходимо понимать под грамотным анализом внедрения СМК со стороны руководства? Автор статьи убежден в том, что для эффективного внедрения СМК необходимо выделять организованные в гимназии процессы и целенаправленно вести деятельность по их улучшению. В статье представлены результаты мониторинга реализации модели УКО, в результате анализа которых, одним из приоритетных направлений деятельности стала научно-исследовательская. Для автора статьи анализ со стороны руководства является своеобразной трибуной для проблемных дискуссий между педагогами по достижению устойчивого успеха.

Т.А. Семенова, С.А. Трошина
Критерии и показатели оценивания эффективности СМК образовательной организации в современных условиях
В данной статье представлен опыт средней школы №3 рабочего посёлка Линево Искитимского района Новосибирской области по разработке оценочных процедур в контексте внедрения модели системы менеджмента качества образования. Анализ стандартов позволяет авторам статьи прийти к пониманию постоянного совершенствования системы показателей системы менеджмента качества (СМК). Принцип непрерывного улучшения мотивирует педагогический коллектив в направлении самостоятельной разработки критериев и показателей эффективности СМК, что отражается в «корректирующих и предупреждающих действиях» учреждения.

Профильное обучение

Г.Ф. Филимонов, Л.В. Куневская
Консалтинговое сопровождение проекта «Специализированные классы естественнонаучной и математической направленности для одаренных детей Новосибирской области» на основе принципов всеобщего управления качеством
Предлагаемый проект разработан на основе мониторинговых исследований деятельности специализированных классов Новосибирска и Новосибирской области, что позволило авторам статьи обосновать необходимость организации процесса управления деятельностью специализированных классов в ОУ на основе модели Управления качеством образования, в соответствии с принципами ТQM. В качестве механизма реализации данного проекта предложен ресурс консалтингового сопровождения, который позволяет с достаточной степенью вероятности достигать необходимых и значимых результатов.

Управление персоналом

О.В. Дегтярева
Управление персоналом образовательной организации в рамках регионального проекта
В современных условиях развития и функционирования образовательных учреждений актуальной является проблема создания и внедрения новых форм управления, обеспечивающих стабильную эффективную деятельность педагогических работников. Автор статьи, основываясь на идеологии СМК, пересматривает принципы и подходы к управлению персоналом школы, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на развитие данного ресурса и всей системы управления качеством образования (УКО).

И.И. Петричук
Система менеджмента качества образования в рамках деятельности кафедры учителей английского языка
В статье представлена система работы руководителя структурного подразделения (СП) по включению группы педагогического коллектива в освоение системы менеджмента качества. Это помогает педагогам осознать, что в современных условиях только активная позиция по изучению и апробации инновационных форм и методов работы над качеством образования и постоянная работа над повышением своих профессиональных компетентностей позволяет достигать планируемых результатов деятельности всей образовательной организации.