Журнал № 3 за 2008 год

Журнал № 3 за 2008 год

Журнал № 3 за 2008 год

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

О.И. Ткачева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В данной статье представлены теоретические основы проектирования общеобразовательных программ, рассмотрена технология их разработки по модульному принципу. Предложенная автором модель проектирования образовательной программы может быть полезной руководителям школ при составлении аналогичных документов

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.Н. Луценко
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы статьи отражают основные слагаемые успешности деятельности администрации Лянторской общеобразовательной средней школы №3. Данное образовательное учреждение является победителем конкурса общеобразовательных учреждений РФ, активно внедряющих инновационные образовательные программы

Е.Д. Тенютина
В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИМПЕРАТИВА
(к вопросу внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс) Одной из важных педагогических проблем, активно обсуждаемых сегодня и теоретиками, и практиками, является проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. У внедрения этих технологий есть очень много сторонников, но есть и противники. Примечательно, что и те и другие как один из важных аргументов приводят качество образования. Так, сторонники внедрения ИКТ доказывают, что названные технологии значительно повышают качество образования за счет усиления наглядности, расширения видов «обратной связи», повышения заинтересованности учащихся как в процессе, так и в результате работы. Противники ИКТ, напротив, указывают, что снижается качество, что форма преподнесения материала с использованием мультимедийных средств часто превалирует над содержанием, что, в свою очередь, делает обучение поверхностным, а знания учащихся фрагментарными. Особенно много противников ИКТ среди преподавателей гуманитарных дисциплин (литературы, истории, мировой художественной культуры), хотя названные предметы требуют той же наглядности ничуть не меньше, чем предметы естественнонаучного цикла.
В гимназии №56 Санкт-Петербурга проблема внедрения ИКТ – одна из центральных на сегодняшний день проблем. Педагоги активно изучают возможности использования ресурсов интерактивных досок, мультимедийных комплексов, мобильных классов, ресурсов Интернет в преподавании. Материалы статьи, разработанные автором, отражают опыт использования ИКТ на уроках литературы

О.Г. Клишова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Данная статья является логическим продолжением предыдущей. Материалы выполнены учителем словесником и представляют конкретный опыт, накопленный в процессе использования интерактивной доски и ресурсов Интернет на уроках литературы в гимназии №56 Санкт-Петербурга

И.Г.Салова, Л.Г. Нарицина
ПАРТНЕРСТВО КАК ЗАЛОГ УСПЕХА
Динамично наращивая свой потенциал в области инновационных технологий обучения, успешно формируя инновационное поле развития, гимназия №92 Выборгского района Санкт-Петербурга сегодня рассматривает социальное партнерство как одно из приоритетных направлений в своей деятельности, как новые возможности для улучшения качества обучения, управления качеством образования, формирования широкообразованной интеллигентной личности, повышения уровня профессионального мастерства педагогов

КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

И.В. Лысакова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФОРМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Опытно-экспериментальная работа как форма инновационной деятельности общеобразовательных учреждений является следствием и реализацией возрастающих образовательных потребностей государства, личности и общества. В условиях многосторонних интересов и требований к повышению качества образования важнейшим направлением становится развитие новых форм оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений с привлечением общественных институтов и профессиональных объединений. В данной статье представлен опыт Научно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга по организации и проведению общественной экспертизы как формы оценки качества результатов опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений района с учетом интересов и требований сторон

О.П. Кузнецова, И.А. Денисова, Т.С. Чернышева, Е.Н. Легеева, Л.А. Калинина, Ю.Б. Березина, В.И. Авдюнина
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Существенной особенностью современного образования являются требования к качеству образования. В связи с этим на первый план выходят проблемы эффективного управления, т.е. управления по результатам, на всех уровнях структуры управления школой. В новых условиях субъекты педагогического управления должны получать информацию о результатах своей управленческой деятельности на основе непрерывной обратной связи. Встает вопрос об измерении результатов управленческой деятельности, о необходимости и достаточности информации о достигнутых результатах. Таким образом, аксиомой сегодняшнего управления является утверждение: нет качественного управления без качественного мониторинга. Данная статья раскрывает опыт организации мониторинговой деятельности администрации средней школы №40 г. Череповца

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Л.В. Орлова
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
В 2007 году гимназия №10 г. Луховицы Московской области получила президентский грант за внедрение инновационной образовательной программы по актуальному направлению развития образования «Предпрофильная подготовка и профильное обучение». Материалы статьи отражают опыт работы гимназии по данному направлению. Автор обращает особое внимание на критерии оценки эффективности профильного обучения, диагностику математических способностей учащихся старшей школы

Н.В. Редько
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Миссия школы – адаптация, подготовка и социализация подрастающего поколения. Для выполнения миссии сегодня нужно искать пути, способствующие интеграции воспитательных влияний как внутри школы, так и за ее пределами, т.е. необходимо создавать воспитывающую среду, которая является формой адекватного взаимодействия школы и социума, среду, способную помочь ребенку, подростку найти свое место в сообществе. Данной проблеме посвящена эта статья.

КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ

Е.Н. Косяченко
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, активная адаптация на рынке труда, формирование гражданской компетентности личности являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования – формирование гражданственности, трудолюбия, воспитание уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Данная статья посвящена вопросам гражданского воспитания в современной школе и отражает опыт работы по данному направлению средней школы №4 г. Краснокаменска

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. Маслюк
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Как сделать так, чтобы здоровье детей за школьные годы не ухудшалось? Всегда ли в здоровом теле здоровый дух? Эти вопросы давно волнуют коллектив школы №51 г. Рязани