Журнал № 5 за 2011 год

Журнал № 5 за 2011 год

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Д.А. Иванов (г. Москва)
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ. КАК УПРАВЛЯТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ?
Материалы статьи представляют практический интерес для всех руководителей, кто хочет добиться позитивных изменений в области качества образования. Автор достаточно подробно описывает теоретические основы и механизмы обеспечения качества, эффективность которых подтверждена ведущими организациями мира.
Большой интерес вызывает примерная программа деятельности по созданию в образовательном учреждении системы управления качеством, а также приложения, содержащие набор показателей эффективности деятельности директора и учителей

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.Н. Волков (г. Санкт-Петербург)
ПОДГОТОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К СЕРТИФИКАЦИИ ИСО 9001
(Из опыта ГОУ СОШ №619 Санкт-Петербурга)
Среди промышленных предприятий России и в российской системе высшего образования соответствие учреждений требованиям стандартов ИСО является обязательным условием их работы. Однако в системе общего образования наблюдается совершенно особое положение. Большинство общеобразовательных учреждений России провозглашают работу по повышению качества образования своим приоритетом, многие из них стремятся внедрить инструменты управления качеством.
Основой данных практик в школах являются, прежде всего, идеи Total Quality Management и требования региональных внутриотраслевых систем управления и оценки качества. Вместе с тем, такой инструмент как ИСО представлен в общеобразовательных учреждениях России в единичных примерах и то, скорее, в качестве некоего «коррелята», с которым только предполагается соотносить проводимую работу.
Школа №619 Санкт-Петербурга одной из первых в нашей стране предприняла попытку перестроить свою работу в соответствии с требованиями ИСО и получить официальное подтверждение результативности этого процесса, пройдя сертификацию

О.Н. Щербаненко (г. Новосибирск)
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы статьи представляют опыт работы муниципальной методической службы г. Новосибирска в области построения инновационной деятельности образовательных учреждений, функционирования сетевой формы организации деятельности городских экспериментальных площадок.
Автор статьи обращает особое внимание на важность проведения социально-маркетинговых исследований в развитии современной системы образования, приводит принципиальные отличия стандартов второго поколения от предыдущих

Л.Г. Зубкова, Л.А. Баденкина (г. Калининград)
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
В современной школе портфолио становится одной из форм оценивания качества образования и мотивации деятельности учителя и ученика. Так как портфолио решает разные задачи, то предусматривается определенный механизм использования его в системе оценки и управления качеством образования.
В этом номере журнала опытом своей работы по разработке и использованию в школьной практике портфолио педагога и учащегося делятся коллеги лицея №17 г. Калининграда

КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Л.В. Артемьева (г. Санкт-Петербург)
МОНИТОРИНГ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Целью образования в нашей стране становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетентность, как умение учиться. Термин «умение учиться» можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Как проверить, сформулированы ли такие умения у школьников? Как организовать мониторинг универсальных учебных действий учащихся? На эти вопросы вы можете найти ответы в данной статье, где опубликован опыт средней школы №77 г. Санкт-Петербурга

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

А.С. Куляпин (г. Пермь)
ПРОСТРАНСТВО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Новой экономике нужны не трудовые ресурсы вообще и даже не просто квалифицированные трудовые ресурсы, а ресурсы интеллектуальные, способные создавать инновации в любых сферах. Вырастить таких профессионалов можно только в перманентно развивающемся инновационном образовании. Обучение в каждой из трёх ступеней образования должно отличаться по технологии организации образовательного процесса.
Данная статья представляет опыт работы коллектива средней школы №135 г. Перми по созданию условий для непрерывного технологического и профессионального образования.
Автор статьи – директор школы делится с нашими читателями своими размышлениями по вопросу эффективности организации технологического образования через создание пространства тьюторского сопровождения

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

«О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМЕ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. №2075.

И.Н. Громовая, Н.В. Степанова (г. Москва)
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СОСТАВЛЕНИИ РЕЙТИНГА РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ КАФЕДР
Одна из задач управления качеством школьного образования – создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива. Это предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку педагогов к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещение центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль.
Один из оптимальных методов мониторинга – кластерный анализ.
Опытом работы по данному направлению деятельности с нашими читателями делится педагогический коллектив Центра образования №1296 г. Москвы

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Л.В. Хлыстова (г. Сургут, ХМАО-Югра)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Эта статья о возможности использования технологии критического мышления на уроках русского языка с целью развития читательской культуры. Рассмотрены некоторые методы данной технологии на конкретных материалах к уроку, что может послужить наглядным примером для педагогов

Здоровьесберегающие подходы в управлении качеством образования

Л.А. Булгакова (ст. Выселки, Краснодарский край)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
(из опыта работы)
Статья отражает опыт работы средней школы №2 имени И.И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края по организации питания школьников.