Журнал № 3 за 2013 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Туровцева (г. Кашира, Московская обл.)
РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.
Выбор инновационной стратегии — одна из важнейших проблем управления современной школой. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности
Г.Н. Трапицына (г. Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ
В последние годы развернулись активные дискуссии об оценке эффективности системы образования. В этой полемике все чаще и чаще можно услышать слова – «вузы с признаками неэффективности», «эффективная школа», «эффективный контракт с преподавателем, учителем». Многие исследователи и практики полагают, что одним из перспективных направлений совершенствования образовательной деятельности является установление четкой и понятной взаимосвязи между результатами этой деятельности и затратами на их достижение.
Что включает в себя понятие «эффективного образования»? Насколько оправданы подходы к экономической оценке качества образования? Как находить «золотую середину» между экономическими и социальными эффектами в образовательной деятельности? Можно ли добиться роста эффективности и качества образования избавившись от нерачительного использования ресурсов, затрат на ненужную и непроизводительную деятельность, издержек вследствие ошибочной или плохо продуманной стратегии? На эти и другие вопросы пытается найти ответы автор этой статьи
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
М.П. Калинина (г. Санкт-Петербург)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
На современном этапе развития школы педагогические коллективы призваны решать не только стратегические, общие цели образования, но и, стремясь обрести индивидуальность, с учётом специфики и возможностей своего образовательного учреждения, внутренние задачи. И одной из таких насущных задач является повышение эффективности и качества образовательной среды, в которой осуществляется воспитание, развитие и обучение конкретного коллектива обучаемых.
В данной статье сделана попытка ответить на ряд вопросов, связанных с формированием современной образовательной среды
ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Е.Ю. Ривкин (г. Москва)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Современные условия развития системы образования страны диктуют необходимость существенного повышения качества управления образовательными учреждениями, в первую очередь, за счет внедрения новых возможностей использования информационно- коммуникационных технологий в управлении образованием, развития практики внутришкольного сетевого взаимодействия. Решению данной задачи призвана способствовать система управления образовательным учреждением, построенная на основе использования информационно- коммуникационных технологий, устойчивой системы внутришкольного сетевого взаимодействия всех категорий управленцев и педагогических работников и обеспечивающая эффективное решение задач, стоящих перед образовательным учреждением
О.В.Чащухина (г.Калининград)
ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Гимназия №32 г. Калининграда участвует в эксперименте по созданию условий реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из главных задач их введения в практику основной школы является обеспечение преемственности между ступенями обучения. Автор статьи излагает свое видение этой проблемы
В.Н. Ардабьев (г. Дубна, Московская обл.)
СИСТЕМА МОТИВИРУЮЩЕГО УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИЦЕИСТОВ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ «ОЛИМП»
Материалы статьи представляют многолетний практический опыт работы коллектива лицея «Дубна» в области учета личностных достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадном движении
Е.А. Сорокина (г. Калининград)
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА»
В статье излагаются особенности организации деятельности классного руководителя на этапе экспериментального введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, обеспечение преемственности при переходе к стандартам среднего общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
О.И. Ткачева, М.И. Ткачева (г. Санкт-Петербург)
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современная образовательная политика, ориентированная на качество образования, требует от руководителей и педагогического персонала образовательных учреждений постоянного совершенствования своих профессиональных навыков и осуществления инновационных подходов к реализации образовательного процесса. Это обусловливает необходимость улучшения системы управления педагогическим персоналом.
В настоящей статье представлена кадровая политика, разработанная коллективом ГБОУ Лицея №410 Пушкинского района г. Санкт- Петербурга
Г.Д. Закирзянова, С.В. Фаттахова (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ГИМНАЗИИ
В статье представлен опыт гимназии №90 по организации методической деятельности. Модель методической службы позволяет с учетом потребностей педагогов продуктивно реализовывать основные задачи образовательного учреждения. Она может стать также и основой для новых инновационных методических проектов в школах, творческого развития педагогических коллективов
А.А. Багдасарян (г. Сочи)
ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации общего образования, с целью повышения профессионального мастерства учителя, необходимо актуализировать механизмы организации деятельности молодых преподавателей. Одним из эффективных рычагов формирования продуктивной преподавательской деятельности начинающих преподавателей, коллеги гимназии №6 г. Сочи рассматривают «Школу начинающего преподавателя»
КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
А.Ю. Шкуров (г. Пенза)
МОДЕЛЬ ВНУТРИГИМНАЗИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
(из опыта работы МБОУ гимназии №42 г. Пензы)
Изменение экономической и социальной ситуации заставляет учебные учреждения искать и апробировать новые механизмы в управлении качеством образования. Повысилась значимость внешней оценки, что вызывает необходимость формирования имиджа школы в социуме. Возрастает роль самооценки учителя в своей профессиональной деятельности. Актуализируются вопросы разработки внутришкольных систем оценки качества образования
Н.В. Бойко, А.А. Григорьева (г. Великий Новгород)
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Публикуемые в этом номере материалы представляют опыт работы учителей начальных классов гимназии «Новоскул» Великого Новгорода
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ
А.Н. Каинов, Е.Г. Хаустова, Г.И. Курьерова (г. Волгоград)
ЛИЦЕЙ – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ
Современная школа сегодня – это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей.
Материалы статьи представляют опыт работы коллектива лицея № 7 г. Волгограда по созданию в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды