Журнал № 1 за 2007 год

Журнал № 1 за 2007 год

Журнал № 1 за 2007 год

Теория и методология управления качеством образования

Р.М.Баскаев
От повышения качества и эффективности управления к повышению качества общего образования
В данной статье представлены теоретические аспекты муниципализации образования как процесса, направленного на повышение качества и эффективности управления, обеспечивающего повышение качества общего образования в условиях его обновления и модернизации. Автором рассматриваются понятия «эффективность и качество» образовательной деятельности и их взаимосвязь. Раскрываются критерии и показатели эффективности образовательной деятельности

Государственно-общественное управление

М.В.Груздев
Государственно-общественное управление образованием: может ли миф стать реальностью
Принцип государственно-общественного управления образованием конкретизирован законом Российской Федерации «Об образовании», согласно которому управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В России сложившаяся система государственно-общественного управления в сфере образования характеризуется прежде всего разнообразием форм, в зависимости от специфики образовательного учреждения: попечительский совет, совет школы, управляющий совет и др. Вместе с тем следует признать, что формирование различных органов государственно-общественного управления во многих образовательных учреждениях сегодня носит фиктивный характер. Однако в условиях становления демократических норм и ценностей в обществе, развития инновационных процессов в образовательных системах, а также в условиях перехода учебных заведений на финансово-хозяйственную самостоятельность усиливается роль государственно-общественного управления.
В данной статье рассматривается опыт развития государственно-общественного управления в системе образования Ярославской области

Практика эффективного управления

С.В.Савицкая, О.Ю.Смирнова
Качество образования: формирование качества условий новой организации образовательного процесса (из опыта работы по проектированию образовательного пространства лицея)
Данные материалы представляют опыт работы лицея №40 города Петрозаводска по проектированию современного образовательного пространства. Предлагаемый вниманию читателей проект является важной составляющей программы развития лицея, а также представляет основу реализации подпрограммы «Качество образования». Лицей №40 в 2006 году стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы

Клуб лидеров качества образования

Информация о ТОП-проекте «Клуб лидеров качества образования»
Редакция журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования» продолжает реализацию инновационного проекта: «Клуб лидеров качества образования». Основная идея ТОП-проекта заключается в объединении таких образовательных учреждений, опыт работы которых в области качества образования сможет стать прекрасной основой для развития и инновационного роста многих российских школ.

Контроль, мониторинг и оценки качества

О.И.Ткачева
Как оценить качество дополнительной образовательной программы
В данных материалах рассматривается технология оценки качества дополнительных образовательных программ, реализуемых в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей. Предложенные автором материалы могут быть использованы как педагогами дополнительного образования для самооценки (самоэкспертизы) педагогической деятельности, так и руководителями учреждений при осуществлении ими внутришкольного контроля, специалистами органов управления образованием в ходе внешней оценки образовательной деятельности учреждения

Руководителю на заметку
По просьбам читателей:

Модель всеобщего управления качеством. Цикл Деминг
В редакцию пришли письма с просьбой на страницах журнала отражать наиболее интересные модели, успешно применяемые в международной управленческой практике организаций и учреждений, сумевших добиться лидирующего положения в своих сферах деятельности. Выполняя просьбу наших читателей, сегодня мы публикуем материалы о широко применяемой во всем мире модели всеобщего управления качеством — TQM. Надеемся, что приведенная ниже информация сможет быть полезной руководителям образовательных учреждений в их практической работе

Международный опыт

Ю.В.Соляников
О международном проекте системы образования Санкт-Петербурга
Международное сотрудничество — важный ресурс совершенствования и развития системы образования, который позволяет позитивно влиять на развитие образовательных систем стран-партнеров, способствует формированию единого международного образовательного пространства. Практика развития образовательной системы Санкт-Петербурга подтверждает, что открытость, тесные контакты с окружающим миром, обмен достигнутым опытом являются одним из существенных факторов ее эффективности.

И.В.Гришина, Е.Г.Курцева, В.Н.Волков
Самооценка деятельности общеобразовательных учреждений (по материалам международного проекта)
Достижение нового качества — ключевая идея развития современного образования. Современное образовательное учреждение многопрофильно и многофункционально, непрерывно изменяется, при этом на данном этапе преобладает процесс его саморазвития. В силу этого школа испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния и перспектив развития. Таким интегральным критерием является качество.
Практическим инструментом, помогающим добиться успеха в области качества, является модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), которая представляет одну из самых распространенных моделей Всеобщего (тотального) управления качеством (TQМ). Модель EFQM была успешно апробирована на базе пилотных школ Санкт-Петербурга в рамках международного проекта «Обеспечение качества общего образования. Самооценка образовательных учреждений».
Проект был реализован в 2005-2006 гг. семью общеобразовательными школами Санкт-Петербурга, российскими и финскими экспертами под руководством Северо-западного агентства международных программ при поддержке Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Главного управления образования Финляндии

Здоровьесберегающие подходы в управлении качеством образования

М.Д.Дидур А.А.Потапчук Д.П.Рыбаков
Управление физическим состоянием детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Эффективной формой профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата детей является проведение занятий лечебной физкультуры. Однако, как показывает практика, проблема организации ЛФК в учебных заведениях продолжает сохранять свою актуальность. Еще недостаточное внимание в образовательных учреждениях уделяется динамической оценке физического состояния обучаемых и воспитанников. Все это не позволяет разработать действенный механизм управления физическим состоянием детей. В данной статье намечены подходы к решению обозначенных выше проблем. Авторы основываются на результатах многолетних исследований, особое внимание обращают на необходимость внедрения в практику образования мониторинга физического состояния детей, включения средств лечебной физкультуры как управляющего воздействия на показатели физического здоровья ребенка

Профильное обучение

В.Ф.Курлов, Т.А.Максимцова (г.Санкт-Петербург)
Моделирование профилей обучения
Данная статья является результатом работы сотрудников Центра социологических исследований и мониторинга Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в области организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Представленные авторами материалы отражают подходы к моделированию профилей обучения. В статье приводится методика проектирования моделей, раскрываются индикаторы оценки их качества. Авторы достаточно подробно останавливаются на типологии образовательных ресурсов в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Материалы статьи содержат большое количество таблиц и приложений, которые читатель сможет использовать в своей практической работе по организации профильного обучения