Журнал № 4 за 2011 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
С.Ю. Трапицын (г. Санкт-Петербург), А.С. Сатывалдиева (г. Алматы)
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД КАК КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ МОДЕЛЯМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В последние годы идет активный поиск новых эффективных моделей управления образовательными учреждениями. Многие исследователи и практики полагают, что одним из наиболее перспективных направлений совершенствования образовательной деятельности является процессное управление этой деятельностью. Вместе с тем, внедрение процессного подхода к управлению образовательным учреждением сталкивается с большим количеством проблем и препятствий. Что же такое «процессное управление»? Почему оно не всегда приводит к успеху? Что нужно знать руководителю образовательного учреждения о процессном подходе к управлению? На эти и другие вопросы пытаются найти ответы авторы этой статьи
О.В. Дышинский (г. Воронеж)
ЭВАЛЮАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ
Повышение качества автор статьи связывает с понятием «эвалюация», сущность которого сводится к исследованию и оценке какого-либо продукта с намерением повысить качество. Данный термин пока не имеет широкого распространения в отечественной педагогической науке, однако он уже широко применяется в зарубежных странах
Д.А. Иванов (г. Москва)
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЮ
Что нужно сделать, чтобы «раскрутить ржавые колеса нашей экономики»? Что нужно сделать, чтобы начать строить инновационную экономику? В первую очередь делать существенные инвестиции в человеческий, интеллектуальный ресурс нашей нации. В тот, который уже есть и готов работать на опережение, а не на «догоняние», и в тот, который еще надо вырастить.
Автор статьи – лауреат премии Президента РФ в области образования – анализирует состояние отечественного образования, акцентирует внимание на проблемах образовательной системы и сложившихся в ней противоречиях, предлагает пути их преодоления
Ю.В. Мещерская (г. Дубна, Московская обл.)
ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
общественного развития, так как качество образования сегодня понимается как качество жизни. Инновационные механизмы, работающие на развитие образования, включают: создание творческой интеллектуальной среды, достаточный уровень материально-технической базы, готовность педагогических кадров к нововведениям, функционирование образовательного учреждения в режиме развития и экспериментальной деятельности
ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Н.И. Меланьина, О.Ю. Котенькова (г. Астрахань)
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ ГИМНАЗИИ
Современное общество предъявляет к учителям новые требования, вызывает необходимость введения дополнительных инноваций в педагогическую практику, этим объясняется необходимость постоянного совершенствования системы повышения профессиональной компетентности учителя, реализующего концепцию современного качественного образования.
Материалы данной статьи отражают опыт методической работы гимназии №3 г. Астрахани
Е.М. Столопова (п. Саган-Нур, Республика Бурятия)
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кардинальные изменения всех областей социальной жизни, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Это катализировало такие глубинные и масштабные процессы, как реализацию Приоритетного национального проекта «Образование», разработку новой образовательной стратегии «Наша новая школа» и комплексного проекта модернизации образования. Объектом и субъектом происходящих глобальных изменений является школа: режим ее образовательной деятельности, финансирование, взаимодействие с другими образовательными институтами, обществом в целом и, конечно, система внутреннего управления.
Автор данной статьи, директор МОУ «Саган-Нурская СОШ» Республики Бурятия, делится с нашими читателями секретами управленческого мастерства, благодаря которым обычная сельская школа за небольшой период времени смогла добиться серьезных успехов не только в своем регионе, но и на федеральном уровне
Э.А. Симонова (г. Калининград)
ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Одной из составляющих образовательной деятельности учреждения является участие гимназистов в социальных проектах. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.
Материалы статьи представляют опыт работы коллектива гимназии №32 г. Калининграда
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Н.В. Гребенникова (г. Гжель, Московская область)
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ШКОЛЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из эффективных форм государственно-общественного управления школой является организация деятельности Управляющих советов.
В этом номере коллеги из Речицкой средней школы Московской области делятся с нашими читателями опытом своей работы по данному направлению
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
И.Г. Иванова (п. Власиха, Московская область)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Удачно выбранная профессия, повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Выбор профессии и уровень ее освоения влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому очень важно для молодого человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Материалы этой статьи представляют опыт работы педагогического коллектива средней школы п. Власиха Московской области по организации профильного обучения
ПСИХОЛОГИЧЕЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Б.В. Куприянов (г. Кострома)
КОРОЛИ, ПРИНЦЕССЫ И АТАМАНЫ: учителям о педагогическом взаимодействии
«Проблема педагогического взаимодействия – вечная и сложная. На эту тему написано множество очень солидных и основательных книг. И, тем не менее, так захотелось соединить многие идеи и проиллюстрировать их собственными наблюдениями и цитатами из художественной и научной литературы. Просто возникло наваждение, вроде ничего особенно нового не сформулировалось и все же…»
(От автора)
О.В. Медведюк (г. Североморск, Мурманская обл.
ПАРТНЕРСТВО С ПСИХОЛОГОМ – КЛЮЧ К УСПЕХУ
Роль педагога-психолога в школе, круг его функциональных обязанностей, приоритетов и результаты деятельности – это актуальная тема. В условиях модернизации образования вопрос: «Нужен ли психолог школе?» – зазвучал ещё острее. По всей видимости, ответ нужно искать не только в качестве образовательных услуг, оказываемых педагогом-психологом, но и в качестве образовательного учреждения, в котором он работает.
Материалы данной статьи отражают опыт работы средней школы №10 г. Североморска Мурманской области