Журнал № 7 за 2011 год
ПЛАНИРУЮЩИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
М.П. Калинина (г. Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В управлении образовательными учреждениями в настоящее время преобладает программно-целевой подход, который позволяет с наибольшей эффективностью обеспечить достижение запланированных результатов. Следовательно, от качества общеобразовательных программ напрямую зависит качество деятельности образовательных учреждений. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией общеобразовательных программ, всегда вызывало определённые трудности. Ситуация усложнилась в связи с введением образовательных стандартов второго поколения, в которых изложены жёсткие требования к структурным компонентам и содержанию основного нормативного документа школы. В статье обозначены проблемы в области проектирования и реализации общеобразовательных программ в условиях выполнения требований ФГОС. Предложенная методика проектирования образовательных программ может быть востребована педагогическими коллективами, которые самостоятельно решают эту проблему
А.Ф. Давыдовская (г. Калининград)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Планирование образовательного процесса предусматривает научное осмысление и анализ теории и практики планирования данного направления управленческой деятельности. Исследования показывают, что существуют объективные предпосылки рассмотреть форму и содержание планирования в их единстве и взаимообусловленности и что оптимизация планирования образовательного процесса на учебный год в целом обусловлено совершенствованием как содержания плана, так и его формы. Преодоление формализма на этапе планирования деятельности – немаловажный фактор повышения эффективности педагогического менеджмента в целом
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
М.И. Ткачева (г. Санкт-Петербург)
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
На современном этапе государственное устройство и социально-экономическая жизнь страны претерпевают существенные изменения, ориентированные на идеи качества. Образование становится одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности, что обусловливает необходимость коренного улучшения системы его управления и, как следствие, системы управления персоналом образовательного учреждения (далее – ОУ).
Важнейшей функцией системы управления персоналом ОУ становится оценка качества персонала. В данной статье автором предложена методика проведения оценки качества персонала ОУ
ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Л.В. Лозенко, Ж.И. Незговорова, Е.В. Ковалишина (г. Сургут, ХМАО-Югра)
ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной статье представлен опыт работы педагогического коллектива гимназии «Лаборатория Салахова» г. Сургута Тюменской области ХМАО-Югра по внедрению новых образовательных стандартов в начальной школе. Надеемся, что опыт работы данного коллектива окажется полезным нашим читателям, особенно, начинающим работать по ФГОС
Л.А. Байдурова (г. Краснокаменск, Забайкальский край)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МОУ «СОШ №8»
Современная образовательная политика школы нацеливает на достижение новых образовательных результатов. Это определяет внесение существенных изменений в практику деятельности учителя, администрации и образовательного учреждения в целом. В связи с этим, характерными особенностями развития школы являются наличие инновационных процессов, формирование инновационной культуры учителей, стремление педагогов преобразовать образовательный процесс на основе использования инновационных педагогических методов и приемов. В материалах статьи рассматривается опыт работы средней школы №8 г. Краснокаменска Забайкальского края по развитию инновационной деятельности педагогического коллектива
В.И. Кобцева, О.Г. Николаева (г. Москва)
РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Ученическое самоуправление как форма организации общественной деятельности в образовательном учреждении является генератором инновационных идей, выступает мотивом для сотворчества всех участников образовательного процесса, позитивно влияет на жизнь в школе в целом. Данная статья отражает опыт организации школьного самоуправления в Центре образования №1296 г. Москвы
КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
Т.П. Иликпаева (г. Курган)
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
После вступления в силу пункта 8 статьи 2 федерального закона от 29 декабря 2006 года №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий », который полностью изменил концепцию и принципы осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере образования, прошло два года. Два года – срок, конечно, небольшой для обобщения опыта работы контрольно-надзорной деятельности на уровне региона, но, думается, ознакомление с наработками по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере образования Курганской области будет полезным как для специалистов контрольно-надзорных органов субъектов Российской Федерации, так и для руководителей образовательных учреждений
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
И.В. Гришина, В.Н. Волков, А.В. Эмануэль (г. Санкт-Петербург)
ВАЖНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ШКОЛ СЕРТИФИКАЦИИ ПО ИСО
Этой статьей мы начинаем публикацию серии информационных материалов, касающихся организации управления государственным образовательным учреждением. В статьях будет рассказано о стандартах менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» и ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования»; о методах разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК) в ГОУ. Также будут описаны некоторые простые и эффективные методы управления государственными образовательными учреждениями. Мы будем рады любым отзывам и вопросам наших читателей, на которые постараемся дать ответ в последующих статьях
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Н. Каинов, В.В. Гордеева (г. Волгоград)
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Достижение эффективной модернизации российского образования возможно лишь при условии создания позитивной концепции здоровья, которая предусматривает развитие у обучающихся способности к общению, самоопределению, самовыражению, изменению себя в лучшую сторону. Ключевое слово «здоровье» на сегодняшний день является важным ориентиром современного качества образования.
В данной статье рассмотрен опыт работы лицея №7 г. Волгограда по созданию здоровьеформирующей образовательной среды
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Н.И. Постникова (г. Зарайск, Московская обл.)
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ III СТУПЕНИ
Важнейшим направлением обновления отечественного школьного образования является введение в старших классах средней школы профильного обучения.
Для гимназии №2 г. Зарайска Московской области переход на профильное обучение не стал неожиданностью. Более 20 лет назад коллектив школы привлекла своей целесообразностью идея изменения структуры образовательного процесса и его управления на основе индивидуализации и дифференциации. Многолетний опыт работы подтвердил правильность выбранного направления развития школы, которое стало одним из резервов, позволившим поднять работу учреждения на новый качественный уровень, а также спроектировать модель адаптивной многопрофильной гимназии
КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Г.А. Ващенко (г. Лянтор, ХМАО-Югра)
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Стратегия реформирования отечественного образования предполагает, что в основу обновленного его содержания будут положены компетентности. В этом случае становится существенным не то, что нового узнал ученик в школе, а чему научился. Акцент делается не на запоминание определенных знаний из разных областей, а на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Материалы данной статьи рассматривают опыт организации работы коллектива средней школы №3 г. Лянтора по формированию компетентностей учащихся
Н.А. Фаддеева (г. Санкт-Петербург)
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ
(из опыта подготовки семиклассников к их первой научной конференции)
Не так давно в гимназии №56 г. Санкт-Петербурга стартовал проект по программе дополнительного образования «12 коллегий». Формально программа представляет собой дополнительные занятия по каждому из школьных предметов. Однако иные цели и методы делают ее не просто набором дополнительных занятий, призванных «подтянуть» отстающих или занять успешных, но тем, что позволяет каждому ребенку стать исследователем, человеком, лично заинтересованным в самообразовании и самовоспитании