Журнал № 8 за 2011 год

Журнал № 8 за 2011 год

Журнал № 8 за 2011 год

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Б.В. Куприянов (г. Кострома)
ВО ВЛАСТИ ПРИВЫЧЕК, КОТОРЫМ ГРОШ ЦЕНА
(Исследование позиции классных руководителей в отношениях с родителями учащихся)
Автор данной статьи, заведующий кафедрой теории и истории педагогики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, прибегнув к интересной форме написания статьи и несколько вольной интерпретации, дает анализ эффективности работы классных руководителей, проводит исследование их позиции по отношению к родителям учащихся

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.Н. Белякова, А.Ф. Бирулина, И.И. Гончарова (г. Калининград)
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ»
Вопросы влияния миграционной ситуации на образовательные учреждения во многих регионах приобрели особую актуальность. Надеемся, что нашим читателям будет крайне интересно познакомиться с проектом коллектива гимназии №32 г. Калининграда, нацеленным на решение миграционных проблем, с которыми в последние годы столкнулись российские школы

А.Г. Огоренко (г. Минусинск, Красноярский край)
ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕСУРСЫ
В статье рассмотрен опыт педагогической и административной деятельности директора гимназии №1 города Минусинска Красноярского края

Л.П. Кузнецова (г.Санкт-Петербург)
КОНЦЕПЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГИМНАЗИИ
Язык дает возможность человеку ориентироваться в окружающем мире, передавать социальный опыт, выражать себя в творчестве и т.д. Изучение одного или нескольких иностранных языков открывает доступ к другим культурам, способствует их взаимообогащению, а также осознанию роли собственной культуры в развитии человечества. Концепция языкового образования Второй Санкт-Петербургской гимназии предполагает равноправное участие и взаимодействие всех участников учебного процесса (обучение в сотрудничестве) в формировании конструктивно мыслящей, толерантной личности, способной интегрироваться в систему мировой культуры

Л.Г. Зубкова, Л.А. Баденкина (г. Калининград)
ИННОВАЦИОННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В ПЕРВЫЕ КЛАССЫ
(из опыта работы лицея №17 г. Калининграда)
Образовательные стандарты второго поколения, ориентированные на формирование человека, способного постоянно получать новые знания, осваивать новые способы действий, дают российским школам реальную возможность успешного выхода из знаниевой парадигмы обучения. Быстрые темпы развития всех сторон жизни общества делают неэффективным традиционное обучение, так как оно направленно на формирование определенного набора предметных знаний, умений и навыков. Лицей №17 г. Калининграда является одной из пилотных площадок по введению ФГОС в Калининградской области. Работа в этом режиме позволила коллективу разработать новые направления, формы и методы организации инновационно-экспериментальной деятельности, которые представлены в данной статье

О.Б. Шутченко (г. Ставрополь)
ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(из опыта работы гимназии №12 г. Ставрополя)
В связи с современными требованиями общества к уровню образованности подрастающего поколения усиливается внимание к начальной школе как фундаменту образования и развития личности ребенка, а это, в свою очередь, требует существенной корректировки целей обучения в школе первой ступени. Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиций ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье. Особое внимание следует уделить овладению учеником элементарной культурой деятельности, в частности учебной и познавательной, и тем самым сформировать основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

С.В. Винценц (г. Фрязино, Московская обл.)
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ УМЕНЬШЕНИЯ «МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ВКЛАДОВ» В ОШИБКИ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ
В статье проведен анализ качества ошибок при решении задач ЕГЭ по физике на основе опубликованных ФИПИ отчетов с использованием открытой статистики 2009 и 2010 годов на федеральном уровне. Кратко характеризуются современная структура и объем заданий аттестационных работ 2011 года.
Обсуждаются психолого-педагогические аспекты «межпредметных вкладов» в достижение успешности итогов ЕГЭ по физике. Отмечаются весомые вклады таких предметов, как алгебра и математический анализ функций, геометрия на плоскости и в пространстве, черчение, пошаговая логика и современная информатика.
Дана краткая характеристика авторским элективным курсам, читаемым на протяжении последних семи лет в профильных физико- математических классах средней школы №3 в наукограде Фрязино Московской области при изучении физики на углубленном уровне.
На основе общешкольных итогов ЕГЭ по физике 2009-2011 гг. показано, что дополнительная работа «с активом» в рамках названных двухпредметно-интегрированных (физика и математика) элективных курсов способствует формированию ключевых компетенций учеников в таких профильных классах и сглаживает возможные негативные последствия «межпредметных вкладов» в ошибки ЕГЭ

КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ

Н.А. Муштакова (г. Астрахань)
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время, как никогда ранее, возникает потребность в объединении общеобразовательных учреждений с учреждениями специального, коррекционного профиля в рамках инклюзии, то есть взаимопроникновении методов, подходов к образованию и воспитанию детей, как общеобразовательной школы, так и детей с отклонениями в развитии.
Автор статьи, руководитель гимназии №1 г. Астрахани, делится опытом взаимодействия коллектива данного образовательного учреждения со специальной коррекционной школой-интернатом

Т.А. Калинина (г. Сургут)
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДУХОВНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время в образовании назрела острая необходимость придать приоритетную значимость воспитанию, осознать его главенствующую роль. Важнейшие задачи воспитания, сформулированные в Концепции модернизации российского образования, направлены на формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе [3, с. 9]. Неслучайно в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) появился раздел «Концепция духовно-нравственного воспитания», содержание которого нацелено на обеспечение формирования духовного мира человека, его приобщения к ценностям национальной культуры [5, с. 5-6].
Своим опытом работы по данному направлению деятельности делятся коллеги из лицея №2 г. Сургута

Г.М. Щербович (г. Краснокаменск, Забайкальский край)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Приоритетной целью современной школы является обеспечение качества образования, которое не сводится только к обученности учащихся, но и связывается с их воспитанием. Материалы статьи раскрывают опыт работы коллектива средней школы №8 г. Краснокаменска по вопросам организации воспитательной деятельности

КАЧЕСТВО УРОКА

Ю.А. Гуржий (Московская область)
ВЛИЯНИЕ ПРИВОДИМЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ КСЕНОФОБИИ И НАЦИОНАЛИЗМА НА КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
В последние десятилетия российская школа переживает взрыв крайнего национализма в подростковой среде. Образовательные учреждения как в зеркале отражают накалившуюся межнациональную обстановку в нашей стране. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для школьного педагога становится воспитательная работа, направленная на предотвращение нарастающей ксенофобии и нетерпимости в обществе. Подобная работа обрела сегодня огромную практическую значимость.
Автор данной статьи, учитель истории Озерецкой средней общеобразовательной школы, делает попытку показать действенность на воспитание школьника такого метода, как историческое сравнение. Проблема, требующая решения, состоит в неизученном до сих пор механизме зарождения ксенофобии в обществе и во влиянии этого явления на ребенка-школьника

Л.М. Тулуевская (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Исследовательский метод является одним из наиболее эффективных способов организации проблемного обучения. Он придает познавательной деятельности школьников творческий характер, приближая ее структуру к исследовательской деятельности ученого. Предметные особенности химии, ее специфика позволяют широко реализовать исследовательский метод в педагогической практике. Благодаря содержательной части эксперимента химия является предметом, изучение которого легко сделать эвристическим. Самостоятельно выдвигая гипотезу исследования, выбирая путь, планируя эксперимент, ученик становится в позицию активного исследователя, при этом активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. В процессе работы над исследовательским проектом ребенок начинает осознавать себя как автора и воспринимать свой результат как продукт для других. Выход за пределы школьной программы формирует у учащихся отношение к различным проблемам – практическим, теоретическим, социально значимым, мировоззренческим

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.М. Столопова (Республика Бурятия)
ЗДОРОВЬЕ КАК РЕСУРС КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени.
Данная статья рассматривает опыт работы коллектива сельской школы, расположенной в экологически неблагоприятном районе Республики Бурятии, где идет открытая добыча каменного угля. Система организации здоровьесберегающей школьной среды, разработанная педагогами школы, заслуживает внимания наших читателей