Журнал № 5 за 2012 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Химиченко (г. Люберцы, Московская обл.)
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАТИКИ НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В настоящее время в российской образовательной системе накопился достаточно большой объем экономических и социальных проблем, требующий их последовательного и системного решения. Данная ситуация усугубляется отсутствием в российской системе образования необходимого уровня технологического и методического развития, что приводит к высокой степени инерции российской системы образования. Сегодняшние методы организации и реализации образовательных процессов в школах и вузах значительно отстают от темпов научно-технического прогресса, что приводит к снижению их эффективности на фоне ужесточения требований к интеллектуальному развитию молодых профессионалов во многих отраслях экономики и промышленности
ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В.Н. Белякова, О.Р. Бодрых, Л.А. Кронова (г. Калининград)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
(из опыта внедрения ФГОС в практику гимназии №32 г. Калининграда)
Гимназия №32 внедряет новые Федеральные государственные стандарты начального общего образования с 2010 года, а с сентября 2011 г. в экспериментальном режиме осваивает новые стандарты основного общего образования. Важную роль в процессе введения ФГОС в гимназии играет опыт работы в рамках федеральной экспериментальной площадки
Ю.В. Козырев, Л.Р. Окова, Т.С. Вашкевич, Е.В. Белова, Л.Н. Голубева, Т.Ю. Каменева, С.А. Головкина, Е.Н. Сорокина, Г.Н. Куприенко, Л.А. Трубилко, Л.П. Кириллова, В.С. Авдеева (г. Санкт-Петербург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ»
Данный проект разработан педагогическим коллективом средней школы с углубленным изучением английского языка №80 г.Санкт-Петербурга
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Н.А. Семенюченко (г. Краснознаменск, Московская обл.)
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
«Учитель учится всю жизнь» – это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до определенного уровня, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это и является важным показателем истинного профессионализма.
Автор этой статьи директор лицея №1 имени Г.С. Титова г. Краснознаменска Московской области убеждена, что одной из важнейших задач администрации школы является оказание помощи педагогам в достижении высокого уровня профессионализма.
Каким же образом можно этого достичь? Рассмотрим особенности данного процесса в этой статье
КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Н.В. Степанова, А.В. Коржевская (г. Москва)
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проблема разработки модели учета индивидуального прогресса обучающегося возникла в педагогической науке как реакция на классическую модель образования, главной целью которой является формирование знаний, умений и навыков учащихся. В постановке данной проблемы находит отражение попытка построить новую модель образования, ориентированную на развитие личности человека, а также на воспитательные цели образовательной деятельности. Такая модель образования ориентирована на самоценность человека как уникального, единственного источника продуктивного действия.
Материалы данной статьи представляют опыт работы педагогического коллектива Центра образования №1296 г. Москвы по решению проблемы учета индивидуальных достижений учащихся
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
А.Н. Каинов, В.В. Гордеева, Г.И. Попова (г. Волгоград)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОФИЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Обучение в современном общеобразовательном учреждении должно строиться по формуле: от действия – к мысли. Следовательно, процесс учения должен пониматься не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В этом номере журнала редакция публикует материалы, представляющие практический интерес для руководителей образовательных учреждений по вопросам организации социальной практики в условиях решения задач профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников.
Материалы разработаны педагогическим коллективом лицея №7 г. Волгограда
КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ
Л.Р. Окова, Н.Ю. Сидорова, Е.И. Кушнир (г. Санкт-Петербург)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ценности личности, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Материалы статьи представляют опыт работы коллектива средней школы с углубленным изучением английского языка №80 г. Санкт-Петербурга
А.Ф. Давыдовская, Л.В. Ксенчук (г. Калининград)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ
В современной социокультурной ситуации традиционные формы взаимодействия школы с семьей не реализуют актуальные потенции родителей и детей. Формы взаимодействия, ориентированные на пассивную позицию родителей, на унифицированный подход к работе с ними без учета индивидуальных потребностей и возможностей, интересов и детей, и родителей. Ориентация на пассивное участие родителей не решает современных, по существу, новых социальных задач, как семьи, так и школы. Опосредованный контакт вида «родитель – учитель», «учитель – ученик» сегодня уже не может решить комплексно проблемы воспитательных институтов семьи и школы.
В данной статье рассмотрен опыт работы педагогов школы №25 г. Калининграда по вопросам оптимизации взаимодействия семьи и образовательного учреждения
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Г.А. Цырульникова (г. Зарайск, Московская обл.)
МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Современные школьники различаются физическим развитием, самооценкой, эмоциональными переживаниями, мотивацией. Каждый ученик обладает уникальными возможностями, имеет свой стиль обучения, учится и понимает материал по-своему. В настоящее время обнаруживается противоречие между потребностями общества в творчески развитой личности и недостаточными возможностями классно-урочной системы. Перед учителем возникает проблема. Как организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались индивидуальные качества ребенка?
Автор статьи – учитель химии гимназии №2 г. Зарайска Московской области делится с читателями нашего журнала опытом своей работы по решению данных вопросов
А.В. Горбунова (г. Лянтор, ХМАО-Югра)
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕТОДА
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к процессу обучения равнодушно, без интереса.
Автор статьи учитель истории Лянторской средней школы №3 ХМАО-Югра в практике своей работы активно использует различные инновационные технологии, способствующие повышению мотивации обучающихся к учебному процессу. В этом номере журнала автор делится опытом своей работы