Журнал № 7 за 2012 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В.П. Панасюк (г. Санкт-Петербург)
КАЧЕСТВО ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ, ОРИЕНТИР УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ И ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИМЕТРИИ
Идея данной статьи у автора зародилась довольно давно, как результат размышлений относительно сути происходящих изменений в российском образовании, о их векторах, возможных последствиях. Для всех очевидно, что изменений не избежать, что они необходимы. Но очень часто за скобками остаются вопросы: Все ли происходящее вписывается в естественную логику? Правильный ли выбран ориентир? Все ли учтено? Эти и другие вопросы в полной мере относятся и к проблемам, вынесенным в заголовок данной статьи.
Автор, опираясь на почти двадцатилетний опыт и результаты своей научно-педагогической деятельности в области управления и оценки качества школьного образования, решил обратиться к читателям журнала со своим видением решения проблемы оценки качества выпускника школы, рассчитывая, что его идеи, подходы, предложения будут дополнены, скорректированы, приняты и поддержаны педагогической общественностью.
Автор будет признателен всем, кто примет участие в дискуссии на страницах журнала, в сети Интернет по предложенной проблеме. Возможно, совместно выработанные предложения будут приняты теми, кто сегодня определяет политику российского образования, принимает управленческие решения
В.Н. Волков (г. Санкт-Петербург)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
С начала XXI века российские и зарубежные ученые – философы, педагоги и социологи – часто обращаются к анализу состояния образовательных систем на предмет выявления факторов, влияющих на их изменение и способность к обеспечению дальнейшего развития человечества.
Автор в своей статье рассматривает отечественный и международный опыт оценки состояния системы образования. Особое внимание в статье уделяется проектному менеджменту как эффективному методу решения современных задач и проблем
ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Г.С. Бельман, Ю.М. Кулешова (г. Братск, Иркутская обл.)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ «ПАРК СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Проект разработан педагогическим коллективом лицея №2 г. Братска Иркутской области. Данное образовательное учреждение является лауреатом конкурса, организованного в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Лицей №2 – городской ресурсный центр по подготовке учителей, один из лидеров инновационного движения в образовании региона
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
А.С. Игнатьева, З.А. Кокарева (г. Вологда)
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Непрерывное образование – систематизированное, целенаправленное образование человека, организуемое на протяжении всей его жизни, являющееся важным условием формирования профессиональных компетенций. В условиях интенсивных изменений в системе образования, переходе на новые образовательные стандарты необходимость целенаправленной научно-методической поддержки учителя, реализующего новые требования к организации и содержанию образовательного процесса, решительно возрастает. Научно-методическую поддержку учителя авторы статьи рассматривают как целостную, основанную на достижениях науки систему взаимосвязанных мер, направленных на развитие мастерства педагогов, повышение их квалификации
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
М.П. Калинина (г. Санкт-Петербург)
О ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ведущей тенденцией современного образования является увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. Формирование умения учиться становится одной из главных задач, от решения которой зависит качество обученности выпускников. На данный момент международные исследователи в индикаторы высокого качества образования включают метапредметные показатели. Важным моментом в достижении метапредметных образовательных результатов является осознание школьниками универсальных учебных действий, как понятных, доступных и необходимых. Учителям стоит постараться и помочь своим ученикам овладеть умениями учиться и самостоятельно добывать знания
О.Н. Бойко (г. Сочи)
ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ МЛАДШЕГО ЗВЕНА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ
Материалы статьи представляют собой методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса одаренных учащихся в период их адаптации
КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
С.В. Зайченко (г. Ангарск, Иркутская обл.) НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Качество образования, его оценка – это то, что актуально для современной отечественной школы, а значит и для каждого учителя. Как объективно оценить качество образования по тому или иному общеобразовательному предмету? Что является традиционным, а что новое можно использовать при проведении мониторингового исследования качества образования на уровне общеобразовательного учреждения?
В материалах данной статьи представлен опыт работы средней школы №4 г. Ангарска Иркутской области
КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ
Н.В. Ильина (г. Петропавловск-Камчатский)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Данная статья представляет собой опыт работы коллектива средней школы №1 г. Петропавловска-Камчатского по решению проблем социализации подростков
Е.Н. Косяченко (г. Краснокаменск, Забайкальский край)
УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В МБОУ «СОШ №4» г. КРАСНОКАМЕНСКА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Новые реалии российского общества последних десятилетий открыли возможность каждому гражданину Российской Федерации стать полноправным субъектом государственной политики и правовых отношений, активным участником формирования основ государственной власти. В связи с этим все большее значение для российского общества приобретает уровень гражданской активности каждого человека.
Актуализируется поиск принципиально новых подходов к организации педагогической работы с учащимися, направленной на подготовку и включение их в жизнь демократического государства и гражданского общества, на приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения, на становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции.
Материалы статьи представляют опыт работы коллектива средней школы №4 г. Краснокаменска Забайкальского края
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
Н.А. Вязовикова (г. Санкт-Петербург)
ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Материалы статьи представляют собой опыт учителя математики гимназии № 61 Санкт-Петербурга. Автор статьи раскрывает свои методы работы, особенно актуальные в преддверии введения ФГОС основной школы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ
Н.М. Кузнецова (Московская обл.)
ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: ФИТНЕС НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Возможно ли привлечь внимание современного школьника, ведущего малоподвижный образ жизни к занятиям физической культурой? Способен ли фитнес направить сознание детей в сторону здорового образа жизни? Ответ на этот вопрос автор статьи пытается найти на уроках физкультуры. Промежуточным результатам работы, выводам, которые удалось сделать на данный момент, посвящена эта статья