Журнал № 3 за 2024 год

Журнал № 3 за 2024 год

Журнал № 3 за 2024 год

Теория управления качеством

Н. В. Абрамовских, А. А. Арасланова, Т. М. Захожая

Реализация системы профессиональной ориентации обучающихся на педагогическую деятельность через проект «Виртуальный педагогический класс»

В статье рассматривается проблема профессионального ориентирования обучающихся общеобразовательных организаций на педагогическую деятельность через реализацию проекта «Виртуальный педагогический класс». Особое внимание уделяется рассмотрению содержательных блоков системы профориентационной деятельности с обучающимися виртуального педагогического класса Сургутского государственного педагогического университета, функционирующего в рамках реализации Федеральной инновационной площадки «Виртуальный педагогический класс». Ключевые слова: профессиональная ориентация, виртуальный педагогический класс, мотивация на педагогическую деятельность.

 

И. А. Якимов

Педагогический лицей – эффективный опыт реализации программ подготовки будущих педагогов в образовательном пространстве школа – вуз

В статье на примере работы лицея МПГУ рассматриваются вопросы профориентационной работы в предуниверсарии как способа избегания ошибок при выборе профессии. Статья раскрывает систему профессионального ориентирования и профессиональной навигации как инновацию в области профессионального образования. Особое внимание в статье уделяется профессиональной ориентации будущего педагога. Ключевые слова: проблемы профориентации педагога, профессиональное самоопределение подростка, профессиональная навигация, структура профилизации, проектная/исследовательская профориентационная работа.

 

Т. В. Модестова, И. Э. Кондракова, Е. Ю. Цимбалова

Специфика организации деятельности профессионального сообщества педагогов, работающих в классах психолого-педагогической направленности

В статье рассматриваются результаты деятельности сетевого профессионального сообщества педагогов школ «Учитель начинается в школе», созданного по инициативе ГБОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачёва Петроградского района Санкт-Петербурга. Определяются основные ракурсы методического сопровождения педагогов и управленческих команд школ сетевого профессионального сообщества педагогов школ, где созданы классы психолого-педагогической направленности. Ключевые слова: профессиональное сообщество, классы психолого-педагогической направленности, педагог, руководитель, методическое сопровождение.

 

Актуальные тенденции образования

И. Э. Кондракова, М. Ю. Обухова, Е. Ю. Цимбалова

Сетевая форма реализации дополнительной образовательной программы «Учитель начинается в школе» для профильных классов психолого-педагогической направленности как способ ориентации на профессию

В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с реализацией дополнительной образовательной программы для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности (далее – ПППК) в сетевой форме. Авторы статьи делятся успешным опытом работы в данном направлении на примере сетевой программы «Учитель начинается в школе». Показаны формы взаимодействия образовательных организаций Санкт-Петербурга при реализации модульной программы для ПППК. Ключевые слова: профильные психолого-педагогические классы, сетевая программа, договор о сетевой программе, образовательные модули, сетевое сообщество, профессиональные пробы, педагогическая практика.

 

Е. М. Багликова

Учиться «на учителя» сегодня актуально

Профессиональное воспитание будущего учителя – длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка. Одной из самых проверенных и эффективных форм является обучение в специализированных педагогических классах. Рынок труда сегодня заинтересован в педагогах, обладающих конкурентоспособными профессиональными умениями и навыками. Новые макеты ФГОС, профессиональные стандарты демонстрируют рост требований к учителю. Отмечается многофункциональность педагогической профессии, востребованность новых направлений. Ключевые слова: профессиональное воспитание, учитель, профессия, предпрофильный, профильный.

 

А. А. Калужная

Педагогический класс в образовательном учреждении, как основа профориентации педагогической профессии

В статье автор рассматривает понятие эффективности использования психолого-педагогических классов в образовательном учреждении. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном образовательном пространстве выявился дефицит педагогических кадров, а педагогические классы позволят решить данную проблему. Данная статья может быть полезна специалистам в образовательной сфере. Ключевые слова: профессиональная ориентация, психолого-педагогические классы, предпрофессиональная подготовка, актуальные проблемы подготовки педагогических кадров.

 

О. В. Парахина, Т. Э. Петрова, В. С. Сиренко, В. А. Якименко

Современные подходы к реализации предпрофильной и ранней профильной подготовки школьников в области педагогического образования: опыт БФУ имени И. Канта

В статье представлен опыт реализации проекта «Звезда Будущего» в части функционирования распределенного педагогического класса «Учитель будущего» на базе БФУ имени И. Канта. Авторами кратко описаны организация, содержание и итоги работы в рамках реализации педагогического направления проекта «Звезда Будущего». Ключевые слова: дополнительное образование, профориентация, педагогический класс.

 

А. И. Клиницкий, Е. А. Филиппов

«Каждое дело – творчески, иначе – зачем?»: опыт реализации проекта «Педагогическая спартакиада»

В статье раскрывается цель, методика и особенности реализации, аналитика результатов образовательного события «Педагогическая спартакиада». Спартакиада уже дважды проводилась для обучающихся профильных психолого-педагогических классов и групп на базе ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в контексте предмета исследования элементов персонифицированного обучения сотрудниками региональной инновационной площадки. Ключевые слова: образовательное событие, персонифицированное обучение, педагогическая спартакиада, маршрутный лист, психолого-педагогический класс.

 

Технологии, практика, опыт

О. В. Митрофанова, М. А. Елина, И. В. Мельников, И. Г. Попенко

Образовательное событие «Пятерка для ребёнка» – инновационный инструмент проведения профессиональных проб для учащихся классов психологопедагогической направленности

В статье описан инновационный опыт объединения субъектов образовательного процесса в ходе образовательного события «Пятерка для ребёнка» как ресурса повышения мотивации к учению и обеспечению качества образования. На основе системно-деятельностного и игрового подходов родители имеют возможность увидеть имеющиеся достижения и трудности в освоении программного материала своими детьми. Образовательное событие «Пятерка для ребенка» направлено на укрепление межличностных связей между родителями и детьми, повышение авторитета семьи и интереса к выполнению ребенком роли наставника для своего родителя. Ключевые слова: образовательное событие, качество образования, мотивация к учению, психологопедагогический класс, профессиональные пробы, наставничество, открытый диалог, взаимодействие родителей, обучающихся и педагогов.

 

Н. А. Огнева, Н. В. Никоненко

Модель функционирования психолого-педагогических классов (из опыта работы)

В статье описан опыт работы по созданию психолого-педагогических классов. Формы и методы работы, указанные в статье, позволяют сформировать у школьников профессионально-педагогическую ориентацию, готовность к педагогической работе и иной деятельности в рамках профессий типа «человек-человек», помогают учащимся в становлении внутренней позиции будущего педагога. Ключевые слова: профилизация обучения, психолого-педагогический класс, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональное самоопределение.

 

Л. В. Порошина

Организация методического сопровождения педагогической практики и первых педагогических проб учащихся психологопедагогических классов в МБОУ «Устьянская средняя общеобразовательная школа»

В статье раскрываются особенности методического сопровождения первых профессиональных педагогических проб и активной практики учащихся психолого-педагогического класса в сельской школе, описан отклик обучающихся после прохождения практики. Ключевые слова: класс психолого-педагогической направленности, педагогические пробы, активная педагогическая практика.

 

Н. А. Фурсова, П. А. Бавина, И. Г. Малиновская

Организация и проведение марафона выходного дня «Коломяги. Люди. Время» как профессиональная проба учащихся психолого-педагогических классов

Статья посвящена описанию опыта проведения образовательного события, в основе которого – организация досуговых активностей силами учащихся психолого-педагогических классов. Формирование патриотических ценностей осуществляется через интеграцию истории, творчества, спорта в формате профессиональных проб, которые позволяют адекватно понять ученикам свою индивидуальность, развить социальную ответственность, повысить самооценку, мотивацию к педагогической деятельности. Ключевые слова: психолого-педагогические классы, образовательное событие, совместная деятельность, взаимодействие детей и родителей, педагогические инициативы детей, новая педагогическая культура, формирование патриотических качеств, малая родина.