Журнал № 4 за 2024 год
Теория управления качеством
Н.А. Заиченко, А.Л. Гехтман
Триполярная стратегия школьных административных команд: кейс резильентности школ Василеостровского района Санкт-Петербурга
Статья основана на промежуточных результатах экспериментальной работы школ Василеостровского района Санкт-Петербурга по теме «Стратегия перехода школ из статуса рисковой в статус резильентной: школьный и районный уровни». К обсуждению предлагается информация по выявленным типам стратегического поведения школьных административных команд (ШАК). Поведенческая типология ШАК основана на выборе респондентами индикаторов эффективности деятельности ШАК в целях повышения потенциала резильентности школ. Ключевые слова: школьная административная команда, триполярная стратегия, резильентность, рисковая школа, индикаторы эффективности.
В. П. Соловьев, Т. А. Перескокова
О качестве образования: понятия, показатели, перспективы, достижения
Проблема качества образования выпускников вузов становится в нашей стране все более актуальной. Предлагается для совершенствования подготовки выпускников вузов и колледжей использовать принципы системы менеджмента качества. Образовательный процесс рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности с ориентацией на потребности внешних (работодатели, общество) и внутренних (студенты) потребителей. Рекомендуется переход от функциональной структуры образовательного процесса к интегрированной с вовлечением всех преподавателей в единую команду. Ключевые слова: качество, образовательный процесс, образовательные стандарты, менеджмент качества, процессный подход, лидерство, компетентность.
Актуальные тенденции образования
И. В. Лихачева, Е. Г. Забашта, Н. П. Чувирова
Региональная система адресного сопровождения педагогических работников Краснодарского края
В статье раскрыты особенности функционирования региональной системы адресного методического сопровождения педагогов в их непрерывном профессиональном развитии. Описаны значимые мероприятия регионального уровня, направленные на профессиональный рост педагогов. Ключевые слова: адресное сопровождение, профессиональный рост, региональная система, совершенствование компетенций, сетевое взаимодействие.
Г. И. Осипенко
Системный подход в управлении развитием кадрового потенциала районной системы образования
В статье представлено описание системного подхода в управлении развитием кадрового потенциала Невского района Санкт-Петербурга, проанализирована эффективность разработки и внедрения кадровых проектов «Школа молодого педагога» и «Школа молодого лидера», описана роль научно-методического сопровождения педагогических работников Невского района в процессе развития профессиональных компетенций. Ключевые слова: системный подход, управление образованием, кадровый потенциал, научно-методическое сопровождение, лидеры в образовании.
Исследовательский подход
Н. О. Русак, А. Л. Гехтман
Сопровождение районного кластера рисковых школ Василеостровского района Санкт-Петербурга
В статье рассматривается актуальный вопрос, затрагивающий сферу образования, а именно резильентность или жизнестойкость, устойчивость. В контексте современных исследований эффективности деятельности образовательных организаций вопросы резильентности выходят на первый план. Какую школу можно назвать резильентной? В статье предлагается обзор исследований, которые были проведены в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на базе так называемых «рисковых» школ. Ключевые слова: резильентный, резильентность, барьер, исследование.
Технологии, практика, опыт
Л. В. Будкина, Е. Н. Круглова, Е. А. Лушина
Регионализация образования как основа развития системы образования Костромской области
В статье представлены различные аспекты инновационной модели по формированию и реализации образовательной политики региона. Предлагается социокультурный методологический подход как необходимое условие, при котором становятся существенными территориально-географические, социально-экономические, культурные, этнорегиональные особенности. Даны результаты мониторинга использования разработанных в крае учебных пособий. Ключевые слова: регион, региональная система образования, культурный код, качество образования, вариативность.
А. С. Игнатьева, З. А. Кокарева
Совершенствование компетентности учителя в области проектной и учебно-исследовательской деятельности на основе решения кейсов
В статье раскрываются примеры применения кейс-технологии в процессе повышения квалификации учителей естественнонаучного профиля. Содержание кейсов позволяет повысить компетентность учителей в области проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся основной и старшей школы. Ключевые слова: педагогические кейсы, структура кейса, проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
О. Б. Шепелина, Д. А. Денисова
Качественная реализация научно-методической деятельности в образовательной организации через управленческий проект «Маршрут успеха»: формируем будущее
Управленческий проект «Маршрут успеха» нацелен на решение проблемы вовлечения разных категорий детей во внеурочную деятельность и воспитание успешной личности. Также направлен на формирование культурной среды, развитие способностей, поддержку педагогов-наставников, работающих с разными категориями детей, и формирование доверительных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса. Ключевые слова: успешный ребенок, поддержка начинающего наставника, работа с наставниками, профориентация.
Т. И. Прокофьева
Создание системы театрального наставничества в школах, осуществляющих работу с классами психолого-педагогической направленности
В статье на примере опыта конкретной школы рассматривается возможность использования общешкольного проекта по театральной педагогике в качестве концептуального основания для работы с классами психолого-педагогической направленности. Описывается алгоритм создания сети театрального наставничества, включения разных классов школы в коллективное творческое дело. Приводятся примеры организации педагогической практики для учащихся психолого-педагогических классов. Ключевые слова: театральное наставничество, театральная педагогика, коллективное творческое дело, наставничество ученик – ученик, педагогическая практика.
А. А. Панкрева, Е. А. Соколова
К вопросу о педагогизации современной школьной среды: опыт организации деятельности профильных и предпрофильных психолого-педагогических классов в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Бугровский центр образования № 2»
В статье рассмотрены механизмы педагогизации современной школьной среды на примере опыта МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО № 2». Предложена апробация разработанного педагогическим сообществом чек-листа организации деятельности предпрофильных и профильных психолого-педагогических классов, а также перечислены возможные направления развития ПППК. Ключевые слова: педагогизация школьной среды, психолого-педагогические профильные классы, предпрофильное и профильное обучение.