Журнал № 3 за 2025 год
Теория управления качеством
Т. Н. Носкова О. В. Яковлева
Цифровые компетенции учителя в контексте образовательного поведения современного ученика
Статья посвящена поиску соответствий между цифровыми компетенциями современного учителя и особенностями образовательного поведения современного ученика. Проведен анализ моделей цифровых компетенций, а также особенностей цифровой трансформации психологии человека. Показаны направления влияния цифровых компетенций учителя на формирование результативного образовательного поведения ученика. Ключевые слова: цифровые компетенции, учитель, ученик, образовательное поведение, цифровая образовательная среда.
И. В. Симонова, Т. А. Устюгова, С. А. Арсеньева
Содержание и практика обучения будущих учителей информатики технологиям искусственного интеллекта для решения педагогических задач
В статье рассматривается подход к отбору содержания обучения магистров педагогического образования основам искусственного интеллекта, обсуждаются условия развития цифровых компетенций студентов в процессе усвоения содержания курса и решения задач, связанных с обработкой образовательных данных большого объёма (BigData). Приводятся примеры практических и самостоятельных заданий, при решении которых целесообразно использовать нейросетевые технологии. Ключевые слова: содержание обучения технологиям искусственного интеллекта, цифровые компетенции студентов, педагогические задачи.
Е. С. Заир-Бек, В. А. Лучников
Современные стратегии смешанного и гибридного обучения в теории и практике школьного образования
В статье смешанное обучение рассматривается как учебная стратегия, раскрывается его отличие от гибридного обучения. Описаны возможности использования смешанного обучения для персонализации образования. Возможности смешанного обучения обоснованы с позиций следующих теорий: сложных систем, коммуникации, когнитивных стилей, конструктивизм, коннективизм. Ключевые слова: смешанное обучение, гибридное обучение, стратегии обучения, персонализированное обучение.
Актуальные тенденции
Н. Э. Карпов
Виртуальная педагогическая студия: формат работы, роли и возможности участников учебного процесс
Рассматривается виртуальная лекционная композиция как основной инструмент реализации лекционных занятий с удаленной аудиторией студентов в виртуальной педагогической студии. Обсуждаются действия педагога по подготовке к проведению занятий в виртуальной студии и возможности всех участников событий, протекающих в студии. Ключевые слова: виртуальная педагогическая студия, виртуальная лекционная композиция, студент, педагогический вуз, педагог.
Исследовательский подход в обучении
И. Б. Готская, В. И. Снегурова, С. А. Сивинский
Система компьютерного адаптивного тестирования: варьирование уровня сложности и формата предъявления тестовых заданий
В статье представлены особенности адаптации по уровню сложности и форме предъявления информации тестовых заданий, реализованных в системе компьютерного адаптивного тестирования. Описаны трехзвенная архитектура, структура базы данных разработанной системы, принцип двойной последовательности. Ключевые слова: система компьютерного адаптивного тестирования, адаптивное тестирование, трехзвенная архитектура, уровень сложности тестовых заданий, приоритетный канал восприятия информации.
И. Ю. Гутник
Использование возможностей программного комплекса «Рефлексер» для педагогической поддержки самоопределения учеников
Статья посвящена решению проблемы эффективного включения цифровой образовательной среды в процесс педагогической поддержки самоопределения ученика. Описана структура программного аппаратного комплекса «Рефлексер». Приведены результаты работы с данным цифровым инструментом как для учителя, так и для ученика. Представлены «профайлы самоопределения», при помощи которых осуществляется диагностика самоопределения учеников. Предложены действующие и проектируемые электронные образовательные ресурсы и комплексы, позволяющие внедрять педагогическую поддержку в практику работы общеобразовательных школ, повышения квалификации учителей и подготовки студентов. Ключевые слова: рефлексер, педагогическая поддержка, педагогическая диагностика, формирующее диагностирование, педагогическая рефлексия, самоопределение ученика.
Технологии, практика, опыт
Е. А. Филоненко
Педагогические возможности использования видеоигр как средства обучения в образовательном процессе школы
В статье представлены теоретические основания и практические рекомендации по отбору и использованию видеоигры в образовательном процессе школы как средства обучения. В рамках статьи дается характеристика видеоигры как потенциального дидактического инструмента, указываются принципы и правила отбора и использования видеоигр в школьном образовательном процессе, а также на конкретных примерах даются практические рекомендации по использованию видеоигры 1) как средства наглядности, 2) как средства организации проектно-творческой деятельности и 3) как средства организации учебно-познавательной деятельности. Ключевые слова: видеоигра, процесс обучения, средство обучения, инструмент проектно-творческой деятельности, инструмент учебно-познавательной деятельности.
С. В. Аранова, Т. С. Ещенко
Педагогические возможности виртуальных экскурсий в школьном образовании
В статье обсуждаются педагогические возможности виртуальных экскурсий в школьном образовательном процессе. Предлагается рассматривать виртуальные экскурсии как продукт виртуализации, обладающий как свойствами виртуальной реальности, так и характеристиками образовательной экскурсии. Анализируются особенности виртуальных экскурсий в этом ракурсе, риски применения и перспективные направления их исследования в образовании. Ключевые слова: виртуальная экскурсия, виртуальная реальность, образовательный процесс, общее образование, виртуализация, экскурсия.
О. С. Михальская
Применение виртуальной педагогической студии в целях освоения студентами коммуникативной компетенции
В статье обсуждается понятие коммуникативной компетенции, ее важность для становления личности, возможность освоения студентами коммуникативной компетенции при удаленном обучении средствами кейс-метода в условиях виртуальной педагогической студии. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, виртуальная педагогическая студия, кейс-метод, студент.
И. В. Фураев
Психолого-педагогические предпосылки использования возможностей сети Интернет в гражданском воспитании современных подростков
В статье рассматриваются возрастные особенности подростков. Указывается на то, что подростковый возраст является сенситивным для гражданского воспитания. Приводятся особенности современных подростков, обусловленные становлением их личности в условиях сетевого общества. Делается вывод о целесообразности использования возможностей сети Интернет в гражданском воспитании. Ключевые слова: гражданское воспитание, сетевое общество, сеть Интернет, социальная сеть, подростки, подростковый возраст, сообщества образовательных организаций.
В. А. Писарев
Электронные средства коммуникации как инструмент развития у учащихся компетенций работника информационного общества
В статье актуализируется проблема подготовки учащихся школы к первой трудовой деятельности на рынке труда информационного общества. Отмечается, что современные подростки и старшеклассники владеют электронными средствами коммуникации на профессиональном уровне, поэтому данную особенность современной молодежи важно учитывать при выборе моделей построения образовательного процесса в школе. В частности, целесообразно использование моделей гибридного обучения. Ключевые слова: информатизация образования, универсальные компетенции, электронные средства коммуникации.