Журнал № 4 за 2025 год

Журнал № 4 за 2025 год

Журнал № 4 за 2025 год

Теория управления качеством

Л. С. Илюшин

Развитие самостоятельности ученика в условиях доступности ресурсов искусственного интеллекта как педагогическая задача.

Статья посвящена обоснованию необходимости реализации альтернативных дидактических подходов к определению педагогической значимости разработки заданий для самостоятельной учебной работы в условиях взаимодействия ученика и учителя с образовательными ресурсами искусственного интеллекта. Автор рассматривает возможности трех форматов учебной деятельности ученика в кооперации с искусственным интеллектом (ИИ) – поисково-информационного, генеративно-аналитического и сократического диалога. В статье обозначена проблема сосуществования традиционного учебника и ИИ «на столе ученика» и предложен стартовый комплект практик использования ИИ для решения учебных задач в школьном образовании с акцентом на возможность развития учебной самостоятельности школьника. Ключевые слова: ИИ в школьном образовании, учебная самостоятельность, концептный подход в обучении.

М. А. Богданов

Технологии искусственного интеллекта в цифровой педагогике как ресурс формирования культуры самообразования у подростков.

В статье рассматриваются возможности искусственного интеллекта в контексте цифровой педагогики как фактора формирования культуры самообразования у подростков. Подчеркивается значение педагогической среды, способствующей развитию самостоятельности обучающихся через использование цифровых инструментов и ИИ. Акцент делается на теоретическом обосновании влияния инновационных технологий на образовательный процесс и личностное развитие. Выявляются перспективы использования ИИ в качестве ассистента педагога в формировании самоорганизованной образовательной культуры. Ключевые слова: цифровая педагогика, искусственный интеллект, самообразование, подростки, инновационные технологии.

И. В. Гаврилова, Р. В. Комаров

Влияние искусственного интеллекта на одаренность.

Искусственный интеллект трансформирует подходы к развитию одаренности, предлагая персонализированное обучение, раннее выявление талантов и глобальный доступ к знаниям через адаптивные платформы. Однако технологии несут риски: зависимость от алгоритмов, стандартизация креативности и усиление цифрового неравенства. Для гармоничной интеграции ИИ необходимы пересмотр критериев одаренности, акцент на «мягкие навыки» и обеспечение равных образовательных возможностей. Будущее одаренности зависит от баланса между технологическим прогрессом и сохранением уникальности человеческого интеллекта. Ключевые слова: искусственный интеллект, одаренность, персонализированное обучение, адаптивные алгоритмы.

Актуальные тенденции

И. А. Писаренко

Проблема использования искусственного интеллекта в семейном воспитании как новый вызов для системы образования.

В статье ставится вопрос об использовании искусственного интеллекта в пространстве воспитательной деятельности родителей. Представлены результаты исследования, посвященного динамике отношения родителей к цифровизации, их опасений, связанных с внедрением цифровых инструментов в образовательный процесс школы, и представлений об искусственном интеллекте. Автором ставится вопрос о необходимости просветительской работы с семьёй по теме использования искусственного интеллекта в семейном воспитании, обосновывается необходимость реализации этой идеи силами образовательной организации. Ключевые слова: семейное воспитание, сотрудничество семьи и школы, искусственный интеллект, родители, семья.

А. А. Павлов

Системы генерации заданий с помощью искусственного интеллекта. Риски и возможные решения.

Образование – та сфера деятельности человека, в которой можно успешно использовать искусственный интеллект. И одно из направлений – генерация индивидуальных заданий практически без ограничений по количеству и разнообразию. В то же время ряд ограничений искусственного интеллекта, в первую очередь галлюцинации ИИ, могут негативно влиять на создаваемый контент. В статье описываются основные, с точки зрения автора, риски, которые необходимо учитывать при разработке систем генерации заданий, и предлагаются решения по минимизации этих рисков. Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, нейросети, генерация контента, галлюцинации искусственного интеллекта, цензор, RAG.

Исследовательский подход в обучении

Д. П. Ананин, Р. В. Комаров, И. М. Реморенко

Как преподаватели и студенты используют сервисы на базе генеративного искусственного интеллекта (кейс МГПУ).

Стремительное распространение инструментов и сервисов на базе генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) в образовательной практике преподавателей и студентов вузов вызывает научный интерес теоретиков, практиков и управленцев системы высшего образования. В статье представлены результаты опроса студентов (N=450) и преподавателей (N=228) Московского городского педагогического университета относительно особенностей использования ГенИИ в учебной (преподавательской) деятельности. Результаты исследования несколько снижают категоричность представлений о повсеместном регулярном использовании ГенИИ-инструментов в высшем образовании, демонстрируя невысокую частотность применения ГенИИ для разных задач. Большая предрасположенность к использованию ГенИИ в вузах отмечается у (1) «новичков» (студентов бакалавриата 1-го курса и молодых преподавателей в первый год работы), (2) студентов-хорошистов и студентов с нестабильной успеваемостью. Опрос фиксирует (3) неоднозначное мнение преподавателей относительно использования ГенИИ-инструментов студентами и прослеживает корреляцию частотности применения ГенИИ с (4) предметной областью и (5) уровнем реализуемой образовательной программы. Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, российское высшее образование, образовательные практики, преподаватели, студенты, целевая аудитория, образовательные результаты.

В. Е. Пугач

Попытка диалога с искусственным интеллектом: аспект образования.

Статья представляет собой описание и осмысление нескольких кейсов, в которых образовательная деятельность человека рассматривается в связи с возможностями искусственного интеллекта. Педагогическая рефлексия, направленная на интерпретацию опытов диалога с нейросетью, подводит автора к некоторым гипотезам, в том числе к гипотезе об искусственном интеллекте как четвертом субъекте образовательного процесса. Ключевые слова: искусственный интеллект, диалог, анализ текста, лирический герой, автор, стандарт, субъект, образовательный процесс.

А. А. Аширов

Дидактический потенциал искусственного интеллекта (на примере права).

Исследуется наличие у технологий ИИ дидактического потенциала, позволяющего разрабатывать учебные задания, содержащие установку на достижение воспитательного компонента обучения и формирующие навык организации работы с цифровым ресурсом. Ключевые слова: искусственный интеллект, дидактика, цифровое решение, текст, учебное задание.

Технологии, практика, опыт

Е. Д. Плисов, А. А. Макаров, В. С. Браташ, Д. С. Ермаков

Разработки для школьного образования в области искусственного интеллекта.

Статья посвящена разработкам ООО «СберОбразование» в области искусственного интеллекта для средней школы. Рассмотрены модели и продукты для генерации учебного контента, помощи педагогу и учащемуся, а также подходы к совершенствованию рекомендательных систем. Ключевые слова: искусственный интеллект, школа, педагог, учащийся, инструмент, контент, «СберО бразование».

Е. И. Казакова, В. А. Бойко

Влияние искусственного интеллекта на мотивацию и вовлеченность учащихся.

В данной статье рассматривается влияние искусственного интеллекта (ИИ) на образовательный процесс, а также его роль в повышении мотивации и вовлеченности учащихся. Основное внимание уделяется исследованиям, проведенным в этой области, включая работы таких авторов, как Джон Хатти и Уэйн Холмс. Статья также включает результаты исследований мнений родителей, учащихся и учителей о внедрении ИИ в образовательный процесс. Положительные аспекты использования ИИ включают персонализацию обучения, интерактивность и доступность образования. В то же время рассматриваются потенциальные негативные стороны, такие как зависимость от технологий и этические вопросы. В статье подчеркивается необходимость дальнейших исследований для оптимизации применения ИИ в образовании с целью максимизации его положительного влияния на учебный процесс и минимизации рисков. Статья служит важным ресурсом для педагогов, исследователей и политиков, стремящихся понять роль ИИ в современном образовании. Ключевые слова: искусственный интеллект, обучение, мотивация, вовлеченность, процесс обучения.

Д. Д. Захарова, Ю. А. Шевченко

Диалог с предметом изучения: опыт использования платформы Character.ai.

Педагог на уроке часто встречается с необходимостью доказать ученикам актуальность темы урока. Искусственный интеллект (ИИ) даёт возможность «пообщаться» с предметом изучения, что помогает связать современность и прошлое, также развить воображение и критическое мышление, работать с осознанным выбором. Платформа Character.ai дарит опыт диалогов с персонажами литературных произведений, учёными и писателями. Ключевые слова: Character.ai, искусственный интеллект (ИИ), образование, актуализация информации, развитие воображения, критическое мышление, осознанный выбор.

А. И. Пономарев

Опыт создания ИИ-помощника на платформе «Цифриум» для обучения школьников и студентов СПО программированию.

В статье детально рассматривается процесс разработки и внедрения интеллектуального ассистента на образовательной платформе «Цифриум». Автор анализирует ключевые этапы проекта: от формирования команды разработчиков до тестирования прототипа продукта. Особое внимание уделено аспектам интеграции искусственного интеллекта в образовательную платформу. Приводятся конкретные данные по внедрению, результаты пользовательского тестирования и перспективные направления развития системы. Ключевые слова: искусственный интеллект, образовательные технологии, программирование, домашнее обучение, персонализация образования.

М. Е. Пекун, Я. А. Капустин

Битва опросов: как искусственный интеллект раскрывает школьную агентность там, где бессильны привычные методы.

В статье представлен сравнительный анализ двух методов сбора данных при изучении школьной агентности: традиционного структурированного онлайн-опроса и динамического опроса на основе искусственного интеллекта. Авторы исследуют эффективность и репрезентативность этих методов на выборке из 32 старшеклассников. Результаты показывают, что динамический опрос позволяет получить более глубокие и персонализированные данные, лучше выявляет агентных учащихся и вызывает больший эмоциональный отклик у респондентов. Данное исследование демонстрирует перспективность использования ИИ-технологий для повышения качества социологических и педагогических исследований при минимизации ресурсных затрат. Ключевые слова: опросные методы, персонализированный сбор данных, структурированный опрос, динамический опрос, школьная агентность, искусственный интеллект.