Журнал № 6 за 2013 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Туровцева (Московская обл.)
ИННОВАЦИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ. ПОНЯТИЕ ОБ ИННОВАЦИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и соответственно её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
М.И. Ткачева (г. Санкт-Петербург)
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В последние годы отмечается рост количества проверок, осуществляемых в общеобразовательных учреждениях: государственная аккредитация, сертификация системы менеджмента качества, аттестация персонала и др. Подготовка документов к таким проверкам занимает много времени, вследствие чего, зачастую, снижается качество предоставляемых образовательных услуг и инновационной деятельности, осуществляемой общеобразовательными учреждениями.
Существующие подходы к оценке педагогического персонала общеобразовательных учреждений требуют совершенствования, которое предполагает разработку новой системы оценки качества деятельности педагогов.
Автором статьи предложена система оценки качества деятельности педагогического персонала, которая ориентирована на требования новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Данная система стала основой разработки оценочной политики лицея №410 Санкт-Петербурга
Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова (г. Нерюнгри, Саха (Якутия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье авторы раскрывают условия реализации системы инклюзивного образования в Нерюнгринском районе, необходимость трансформации педагогического самосознания, взглядов педагогов на систему воспитания и обучения, систему общественных взаимоотношений. Обобщается опыт практической реализации особенностей введения инклюзивного образования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Учитывая, что в инклюзивном образовании большая роль отводится педагогам, необходима разработка и реализация комплекса мероприятий по психологическому сопровождению и поддержке педагогов и специалистов соответствующих служб в рамках внедрения инклюзивного образования
Н.П. Репина (г. Казань)
КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Материалы статьи отражают опыт работы неформального объединения педагогов: Клуба педагогических идей «Вдохновение». Автор данной публикации является председателем Клуба. Материалы данной статьи могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, а также их заместителям, курирующим методическую работу в школе
ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
З.А. Кокарева, А.С. Игнатьева, Л.С. Секретарева (г. Вологда)
ОЦЕНКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНОГО ЛИСТА
При проведении процедур контроля и надзора, аккредитации образовательного учреждения осуществляется экспертиза соответствия основной образовательной программы требованиям стандарта и других нормативных актов. Авторами статьи предложен экспертный лист для оценки и самооценки основной образовательной программы начального общего образования, в основе разработки которого лежат требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы
А.В. Ундзенкова (г. Екатеринбург)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ НА СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Материалы статьи раскрывают актуальность и значимость системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями на примере деятельности Территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Екатеринбурга.
Постоянное обновление и углубление теоретических и методических знаний, совершенствование технологий комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения ребенка, развитие навыков инновационной и поисково-экспериментальной деятельности специалистов являются определяющими условиями, обеспечивающими качество процесса сопровождения в соответствии с требованиями образовательной политики государства и образовательных стандартов нового поколения
В.А. Засимов (г. Калининград)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» В КОНТЕКСТЕ ФГОС
В ряде общеобразовательных учреждений Калининградской области с 2005 г. в рамках регионального и школьного компонента содержания образования ведется учебный курс «Истоки», который реализуется на основе программы «Социокультурные истоки». Авторами курса являются Камкин Александр Васильевич, доктор исторических наук, член- корреспондент РАЕН, профессор Вологодского государственного педагогического университета и Кузьмин Игорь Алексеевич, член-корреспондент РАЕН, профессор. В настоящее время программа «Социокультурные истоки» успешно развивается не только в российском образовательном пространстве, но и в некоторых странах ближнего зарубежья
О.В. Каримуллина (с. Кривандино, Московская обл.)
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Материалы статьи представляют инновационный проект, разработанный коллегами средней общеобразовательной школы села Кривандино Шатурского района Московской области
КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Р.А. Гардымова, Н.Ф. Лапшина (г. Краснодар)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования является достижение нового современного качества образования. Для решения этой задачи необходимо создать систему оценки качества. Как показывает практика, объективную оценку качества образования нельзя обеспечить отдельными мерами или процедурами. Важнейшим при организации и осуществлении объективной оценки является системный подход. Он подразумевает разработку и внедрение совокупности организационных структур, мероприятий, методов и средств, направленных на получение объективной информации о качестве образования
О.В. Некрасова (г. Лянтор, ХМАО-Югра)
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Данная программа разработана коллективом Лянторской средней школы №3 Сургутского района ХМАО-Югра. Программа направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей
КАЧЕСТВО УРОКА
А.В. Завьялова
НЕСТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
Каждый учитель старших классов когда-нибудь сталкивался с вопросом «Как подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ?» Особенно остро стоит этот вопрос перед учителями математики. Опытом своей работы с нашими читателями делятся коллеги гимназии №24 г. Магадана
Т.Н. Артеменко, И.Н. Тяпкова (г. Зеленодольск, Республика Татарстан)
УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЦИКЛОВ ПРЕДМЕТОВ
Современный социальный заказ системы образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать готовность к самоопределению, способность к рефлексии результатов своего труда, а также умение находить решение, выход из различных ситуаций. Отсюда изменяются требования к труду учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностноориентированного, исследовательского и проектного подходов.
Материалы статьи представляют опыт работы учителей биологии и химии средней общеобразовательной школы №11 Зеленодольского района Республики Татарстан