Журнал № 3 за 2019 год
Теоретические основы управления качеством профессиональной деятельности
С.Ю. Трапицын
Национальная система учительского роста как инструмент управления качеством образования
В статье приведен анализ проблемы формирования национальной системы учительского роста как одного из стратегических направлений повышения качества российского образования. Представлен критический анализ мировой практики оценки качества педагогической деятельности, опыта внедрения систем профессионального развития педагогических работников. Раскрыты противоречия и проблемные области, создающие риски успешному внедрению национальной системы учительского роста. Предложены основные направления теоретических исследований и профессионально-общественных обсуждений создаваемой системы. Ключевые слова: национальная система учительского роста, качество профессиональной деятельности педагогов, оценка качества деятельности, профессиональное развитие
А.Е. Воробьев, Н.И. Джумагалиев
Влияние информационной составляющей современного общества на развитие высшего профессионального образования
В статье рассмотрено влияние информационной составляющей современного высшего профессионального образования. Показано, что многие существующие в настоящее время профессии будут существенно трансформированы или даже полностью исчезнут в ближайшее время. Отмечена необходимость учить студентов опережающим идеям и технологиям. Показана целесообразность унифицированных стандартов квалификации, приемлемых во всех регионах мирового рынка, и необходимость постоянного возобновления компетентности действующих в различных отраслях работников, поскольку профессиональная информация устаревает слишком быстро. Раскрыты направления развития образования в современном обществе, которые могли бы устранить проблемы, возникающие при переходе к цифровой экономике, а также удовлетворить востребованность современного общества в квалифицированных специалистах, обладающих должными компетенциями. Ключевые слова: высшее профессиональное образование, информационная составляющая, влияние.
Контроль, мониторинг и оценка качества
В.П. Панасюк, А.М. Фофанов
Современные системы оценки и управления качеством общего образования: состояние и векторы развития
В статье представлен анализ современного состояния, проблем и определены перспективы дальнейшего совершенствования систем оценки и управления качеством общего образования. Дана характеристика отдельных оценочных процедур, реализуемых на различных уровнях. Анализируются место и роль стандартов и стандартизации в механизмах оценки и управления качеством образования. Поднимаются и обсуждаются вопросы технологий, совершенства работы с информацией и статистикой в целях принятия управленческих решений по улучшению качества образования. Ключевые слова: качество общего образования; системы оценки и управления качеством общего образования; менеджмент качества; стандарты и стандартизация; стандарт качества образования; оценочные процедуры; квалиметрия.
Школа цифрового века
И.Г. Байкова, И.В. Гришина
Автоматизированная система управления качеством образования «Цифровой ресурс учителя и ученика» (АСУ «Цифру2»)
В статье предложен вариант оптимизации процесса управления общеобразовательным учреждением на основе автоматизированной системы управления качеством образования «Цифровой ресурс Учителя и Ученика». Представлены качественные и технические аспекты ее инновационности. Описана работа автоматизированной системы управления для категории пользователей «Учитель» и «Руководитель». Рассмотрен план работы в системе в рамках одного учебного года для всех категорий пользователей. Статья предназначена для широкого круга специалистов органов управления образованием и руководителей учреждений общего и среднего профессионального образования.
Е.И. Дерипаска, Н.М. Нужнова, А.Н. Кобыляченко
Электронный образовательный ресурс «Интеграция+» в помощь учителю для реализации межпредметных связей в школьном образовании (из опыта работы средней школы №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга)
В статье обращено внимание на необходимость активного оформления в учебных заведениях современной электронной образовательной среды как своеобразного информационно-коммуникативного пространства. Подчеркивается значимость использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Особый интерес представляет авторская разработка программного обеспечения «Интеграция+», которое позволяет улучшить учителям-предметникам качество подготовки уроков по Федеральным государственным образовательным стандартам.
В.И. Абросимова, Н.П. Медведева, З.В. Ушакова
Создание единого информационнокоммуникативного пространства образовательной организации
В материалах статьи представлен опыт работы педагогического коллектива средней школы №49 имени героев-даманцев г. Хабаровска по вопросам создания в образовательной организации единого информационно-коммуникативного пространства. Авторами рассмотрены локальные проекты, содержание которых направлено на повышение качества образования через интеграцию информационно-коммуникативных и образовательных технологий.
Управление персоналом
Т.А. Добрунова, Н.О. Тихомирова
Система мотивации, мониторинга и оценки профессионального роста педагогов средствами сервисов Google для образования
В материалах статьи представлена система работы коллектива средней школы №531 СанктПетербурга по обеспечению условий профессионального роста педагогов, их адаптации к требованиям профессионального стандарта. Авторы статьи акцентируют внимание на актуальности создания в современной школе системы внутрикорпоративного электронного взаимодействия. Отмечаются эффекты в работе педагогов с созданным на основе платформы Google внутренним сайтом школы, корпоративной почтой, электронными личными карточками и портфолио методических объединений учителей-предметников. Практический интерес представляют организация мониторинга профессионального развития педагогов и оценки их профессионального роста. Заслуживает внимание организация внутрикорпоративного обучения по вопросам повышения ИКТ-компетентности педагогических кадров.
О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и МВД России от 6, 26 июля 2018 г. №№14-2/10/В-4658, АК-П13-062-14725, 1/8552
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Приложение №1 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», с изменениями и дополнениями от 29.06.2016 г.
Организация образовательного процесса
В.Л. Виноградова, А.И. Зайцева, С.М. Николаева
Повышение качества образования выпускников основной школы через создание системы организации проектной деятельности
В статье рассмотрен опыт работы коллектива средней школы №311 с углубленным изучением физики Санкт-Петербурга по вопросу организации проектной деятельности выпускников основной школы. Практический интерес представляет система работы педагогов, обеспечивающая подготовку каждого выпускника к защите проекта в рамках итоговой аттестации за курс основной школы.
Информация о дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Управление образованием», реализуемой РГПУ имени А.И. Герцена