Журнал № 3 за 2023 год

Журнал № 3 за 2023 год

Журнал № 3 за 2023 год

Теория управления качеством

И.А. Смирнов

Проектирование кластерной модели методического взаимодействия кадетских образовательных организаций Республики Татарстан

В статье раскрываются вопросы разработки и реализации научно-методического образовательного кластера кадетских образовательных организаций Республики Татарстан. Описаны основные этапы и принципы кластерного взаимодействия. Обозначены ресурсы функционирования кластера. Ключевые слова: научно-методический образовательный кластер; кадетская образовательная организация.

 

Исследовательский подход

В.В. Князева, А.В. Вольтов

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях реализации школьной модели инженерно-технологического образования

В современных условиях развития образования особое место в школе занимает система профессионального самоопределения обучающихся. В статье рассматриваются подходы и технологии, направленные на развитие системы профессионального самоопределения обучающихся, выявление у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности. Авторами представлена система профориентационных проектов, ориентированных на помощь школьникам в выборе профессионального пути, формирование у обучающихся готовности к труду, раннюю профессиональную ориентацию в сфере инженерных профессий. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ранняя профессиональная ориентация, инженерные компетенции обучающихся, инженерно-технологическое образование.

 

А.Н. Шевелев, И.Х. Кураченкова, В.А. Ивченко

Научно-профориентационная конференция старшеклассников как эффективное средство профориентационной деятельности школы

Статья посвящена анализу профориентационного потенциала школьных научных конференций старшеклассников. Итогом работы коллектива лицея стало проведение ежегодных дней науки, которые эволюционируют в  сторону превращения их в  научно-профориентационные конференции. Эффективное проведение таких конференций возможно только на базе организованного лицеем социально-педагогического партнерства с  другими субъектами образовательного процесса (работодателями, другими школами, вузами, родителями, самими старшеклассниками, научно-педагогическими организациями). Ключевые слова: профориентация старшеклассников, учебно-исследовательская деятельность школьников, социально-педагогическое партнерство, школа-координатор, школы-партнеры, учитель-наставник, научно-профориентационная конференция старшеклассников, стендовый доклад.

 

Актуальные тенденции

Л.И. Дранишникова

Цифровая экосистема образовательной организации (ПМО в цифровой экосистеме школы – из опыта работы)

В статье представлен опыт работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 27» города Дзержинска Нижегородской области по созданию цифровой экосистемы школы. Ключевые слова: цифровая экосистема, персонализированная модель обучения, индивидуальный образовательный трек, дорожная карта саморазвития педагога, гибкие коммуникации, инновационная деятельность.

 

Т.М. Дмитриева, Н.А. Мельниченко

Детское изобретательство – важный шаг к профессиональному самоопределению подростков

В статье освещаются вопросы развития детского изобретательства посредством реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Изобретатель-инноватор» в  детско-юношеском центре «На Комсомольской» г. Калининграда. Ключевые слова: дополнительное образование детей, изобретательство, профориентация, общеразвивающая программа.

 

Технологии, практика, опыт

О.И. Ткачева, И.Э. Кондракова, А.В. Симонова

Школьная инженерная лаборатория «ИнЛаб» – новые компетенции в современной школе

Статья посвящена опыту создания в  образовательном учреждении условий для формированияинженерной культуры школьников и проектирования их будущей карьерной траектории посредством создания комплекса инженерных лабораторий. Представлены не только основные аспекты проекта, но и алгоритм его реализации. Ключевые слова: инженерное мышление, лабораторная студия, карьерное проектирование.

 

И.С. Шевченко, И.Г. Салова, О.В. Ведерникова, Т.С. Руднева

Гуманитарно-технологическое обучение как фактор формирования профессиональной идентичности обучающихся в современных условиях

Содержание данной статьи отражает опыт участия педагогического коллектива лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга в  реализации регионального проекта «Грантовая поддержка направлений предпрофессиональных классов», основной идеей которого является оснащение базовых общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания в целях повышения качества общего образования, в том числе через использование сетевой формы реализации образовательных программ. Ключевые слова: гуманитарно-технологический класс, профессиональная идентичность, предпрофильное и профильное обучение, профориентация.

 

Н.Г. Базина, М.И. Койвунен, Л.С. Святоха

Лаборатория школьного театра «Пять СОТ»: от идеи до реализации

В 2022 году школа №500 Пушкинского района СанктПетербурга стала победителем конкурсного отбора на получение гранта по направлению «Гуманитарно-технологический класс». На конкурс был представлен проект «Лаборатория школьного театра “Пять СОТ”». В статье представлен опыт административной команды школы по разработке идеи и реализации проекта. Приведена основная регламентирующая нормативная документация. Ключевые слова: профориентационная работа, школьный театр, лаборатория, куратор лаборатории.

 

О.В. Марфин, Ю.В. Барладян

Организационно-педагогические условия формирования инженерных классов в общеобразовательной организации

Авторы статьи представляют опыт общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развитие интереса к инженерным профессиям. Описаны организационно-педагогические условия, необходимые для формирования и функционирования инженерных классов в образовательной организации. Ключевые слова: инженерное образование, образовательная организация, организационно-педагогические условия, дополнительное образование, внеурочная деятельность, инженерное мышление, предпрофессиональная образовательная среда.