Журнал № 7 за 2023 год
Теория управления качеством
О. Н. Уласевич, И. В. Китаева, В. А.Чернышева
Персонализированное образование в школе. Первые итоги
В статье описаны особенности внедрения элементов персонализированного образования в гимназии № 12 «Гармония» г. Липецка. Проанализированы промежуточные результаты персонализации образовательного процесса. Ключевые слова: персонализация, развитие, личностный потенциал, учащиеся, учителя, взаимодействие.
С. Ю. Антонова
Мотивационная готовность педагога к реализации персонализированного образования
В статье раскрываются аспекты мотивационной готовности педагога к реализации персонализированного образования в профессиональной деятельности. Рассмотрена теоретическая, методическая и технологическая готовность. Предложен ряд практических инструментов диагностики и повышения готовности. Ключевые слова: персонализированное образование, мотивация, мотивационная готовность, методика, технология.
Актуальные тенденции
Е. С. Данилова, Е. П. Конусова, А. В. Михейкина
Школьная цифровая платформа СберКласс как эффективный инструмент персонализированного развития личности
Одной из важных задач современного российского образования является развитие личности самого обучающегося, его способностей и самостоятельности через использование различных ресурсов для построения персонализированной образовательной траектории. Переход к персонализированному образованию предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и её результаты. Новым должен стать и характер педагогического взаимодействия. Ключевые слова: личностный потенциал, образовательная траектория, педагог, персонализированное образование, развитие, ученик, школа, школьная цифровая платформа СберКласс.
В.С. Браташ, Д.С. Ермаков
Курс «Учусь учиться» на школьной цифровой платформе СберКласс Исследовательский подход
Статья посвящена актуальной проблеме – развитию у школьников умения учиться, которое понимается как ключевая, универсальная компетенция современного человека. Представлена концепция и содержание курса «Учусь учиться» для 3 – 9-х классов. Показано, каким образом организована работа с данным умением в персонализированной модели образования, в том числе с применением школьной цифровой платформы СберКласс. Ключевые слова: «Учусь учиться», задание, модуль, персонализированная модель образования, СберКласс, техника, умение.
Т. Н. Лупанова
Теоретический анализ понятия «культура класса»
В статье рассмотрены теоретические аспекты понятия «культура класса»: предпосылки его возникновения, синонимичные термины и содержательная интерпретация, отражённые в отечественных и зарубежных источниках. Также предложено определение понятия «культура класса» для персонализированной модели образования, учитывающее такую существенную её характеристику, как «измеримость образовательных результатов». Ключевые слова: культура класса, персонализированная модель образования, персонализированное образование.
Н. В. Липартелиани, Н. И. Корякина
Уровень притязаний и выбор индивидуальной образовательной траектории у младших подростков
Большинство инновационных педагогических концепций предполагают построение обучающимися индивидуальных образовательных траекторий. В персонализированной модели ученику дается возможность соучаствовать в построении собственной траектории. В статье рассматриваются влияние уровня притязаний младших подростков на выбор индивидуальной образовательной траектории, а также важность формирования адекватного уровня притязаний. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, личностный потенциал, персонализированная модель образования, уровень притязаний, успех.
Е. Л. Батракова, А. Ю. Васкевич, К. А. Кузьмина, А. В. Прохоренко
Система критериального оценивания как фактор учебной мотивации: опыт Сверхновой школы
В статье описывается опыт внедрения системы критериального оценивания (СКО) в Сверхновой школе. Статья представляет результаты анализа учебной мотивации учащихся и повествует о практическом применении СКО, касающемся формирования академической честности и восприятия оценивания со стороны учащихся. Ключевые слова: учебная мотивация, критериальное оценивание, образовательный результат, маршрутный лист, Сверхновая школа.
Технологии, практика, опыт
Н. И. Трояновская
Навигатор саморазвития педагога как эффективное средство персонализации профессиональной деятельности
В статье раскрывается опыт персонализации педагогической деятельности как условие непрерывного профессионального развития учителя. Рассматриваются возможности выстраивания индивидуального маршрута, его кастомизации и визуализации посредством специально разработанного навигатора саморазвития педагога. Ключевые слова: деятельность, навигатор, педагог, образование, персонализация, саморазвитие, траектория, учитель, школа.
А.Б. Воронцов, Н.В. Лихошерст
Карта учебного предмета как инструмент саморегуляции младшего школьника в учебной деятельности
Показана важность для развития саморегуляции младших школьников в учебной деятельности составления и применения обучающимися (коллективно, в группе и индивидуально) в образовательном процессе карты учебного предмета, а также его разделов. На примере предмета «Окружающий мир» представлен порядок работы с картой волшебной страны Познаватикус на школьной цифровой платформе СберКласс. Ключевые слова: «Окружающий мир», карта, начальная школа, Познаватикус, саморегуляция, СберКласс, учебная деятельность, учебный предмет.
А. С. Дубовицкая
Развитие учебной мотивации учащихся на уроках английского языка в персонализированной модели образования с применением цифровой платформы СберКласс
В статье рассмотрены вопросы развития внешней и внутренней учебной мотивации в образовательном процессе. Описываются особенности поддержания и развития учебной мотивации учащихся на уроках английского языка в персонализированной модели образования с применением цифровой платформы СберКласс. Ключевые слова: английский язык, задание, персонализированное образование, урок, учебная мотивация, школьная цифровая платформа СберКласс.
Н. Ю. Инкина
Модульное обучение на уроках географии в 8-м классе в рамках персонализированной модели образования
Статья посвящена реализации модульного обучения на уроках географии в 8-м классе в рамках персонализированной модели образования. Рассмотрены ключевые аспекты модульного обучения, его преимущества и недостатки, а также примеры использования. Представлен учебный модуль на платформе СберКласс, который позволяет учащимся самостоятельно изучать материал, выполнять учебные и проверочные задания. Ключевые слова: география, модуль, модульное обучение, персонализированная модель образования, школьная цифровая платформа СберКласс.
Е. П. Рокоманова
Первые шаги учителя в персонализированном образовании: от сомнений к уверенности
В статье представлен опыт освоения автором персонализированной модели образования в рамках курса повышения квалификации. Рассмотрены практические приёмы и инструменты, которые могут быть использованы в работе учителя онлайн-школы. Ключевые слова: задание, персонализированное образование, онлайн-обучение, СберКласс, ученик, учитель, школа.
Управление временем
Е. О. Жаркова
Метавселенная как пространство персонализации образования
Рассматривается потенциал метавселенной в качестве экспериментального образовательного пространства школы. На основе обобщения практического российского и зарубежного опыта, психолого-педагогических исследований предлагается осмысление метапространства как инструмента формирования персонализированной образовательной траектории ученика с помощью инновационных технологий. Ключевые слова: виртуальная реальность, метавселенная, образовательный процесс, персонализированное образование, технологии, школа.
Е. В. Андросова
Профориентация подростков в контексте персонализированной модели образования
Статья подчёркивает важность модернизации профессиональной ориентации подростков в свете современных социальных, экономических и политических изменений. Описываются этапы профессиональной ориентации в контексте модели персонализации и роль профессионального консультанта в этом процессе. Приводятся ключевые идеи и принципы профориентации, а также основные этапы пути ученика, работающего с профессиональным консультантом в модели персонализированного образования. Ключевые слова: культура, профессиональная ориентация, персонализированная модель образования, профессиональный консультант, подросток.