Журнал № 2 за 2024 год

Журнал № 2 за 2024 год

Журнал № 2 за 2024 год

Теория управления качеством

Р.В. Демьянчук

Организационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития педагога

Представлена модель организационно-педагогического сопровождения личностно-профессионального развития педагога на основе процессного подхода к управлению. Раскрыты ключевые аспекты основных процессов. Обозначены факторы, их определяющие и конкретизирующие. Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, организационно-педагогическое сопровождение, поддержка педагогов, управление образованием.

 

Актуальные тенденции образования

Кахраман Гокмен

К вопросу о возможностях и ограничениях генеративного искусственного интеллекта в разработке задач по обществознанию

В статье рассматриваются возможности и ограничения генеративного искусственного интеллекта в контексте разработки задач по обществознанию на примере Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Описываются особенности генеративного искусственного интеллекта ChatGPT. Отмечаются скорость переработки статистической информации, генерация выводов и вопросов. Также упоминаются ограничения и моменты, на которые стоит обращать внимание. Ключевые слова: олимпиады по обществознанию, критическое мышление, разработка олимпиадных задач, генеративный искусственный интеллект.

 

Т.Г. Галактионова, С.С. Крюкова, Н.Д. Шустрова

К вопросу о визуализации учебного текста с помощью генеративного искусственного интеллекта

Материалы статьи представляют собой часть коллективного исследования, целью которого является изучение возможностей использования генеративного искусственного интеллекта для развития познавательного интереса учащихся с помощью заданий на визуализацию учебного текста. В работе предложен краткий анализ результатов пилотажного исследования, проведенного для обоснования актуальности заявленной проблемы. Предварительные выводы сделаны на основании обобщения высказываний учителей о своем отношении к визуализации как способу активизации образовательного процесса и опыту, имеющемуся у них в этом виде деятельности. Ключевые слова: визуализация, познавательная активность, учебный текст, генеративный искусственный интеллект.

 

И.А. Безрукова, С.Е. Чиркова

Визуализация текста: психолого-педагогическое обоснование

В статье рассматривается визуализация как инструмент работы с текстом, способствующий развитию предметных и метапредметных компетенций. Трансформация текста в визуальные образы позволяет не только понять и обработать информацию, рассматривая её с точки зрения собственного дискурса, но и закодировать, используя визуальный код, превратить в клип. Обращение к визуализации обосновывается физиологическими особенностями мозга. Ключевые слова: визуализация, читательская грамотность, метафора, мнемотехника, тексты «новой природы».

 

Исследовательский подход в обучении

А.В. Кармалита, О.Н. Попова, А.А. Азбель

Связь развития метапредметных навыков с использованием инструментов обратной связи в образовательном процессе

В статье описаны инструменты, которые позволяют развить метапредметные навыки учеников 5 – 11-х классов, овладевающих основами предоставления обратной связи по направлениям «от ученика к ученику» или «от ученика к учителю». Данные, полученные в ходе психолого-педагогического эксперимента, показали, что ученики могут стать бенефициарами качественных изменений в отношении собственной учебной деятельности, используя навыки сотрудничества, саморегуляции, эмпатии, рефлексии. Использование инструментов обратной связи в адрес другого ученика или учителя позволяет развивать навыки коммуникации, критического мышления и другие метапредметные навыки. Ключевые слова: обратная связь в образовании, направления обратной связи, инструменты обратной связи, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

 

К.Д. Селиванова

Интеллект-карта как средство рефлексивного мышления педагога

В статье рефлексия рассмотрена как ключевая компетенция, необходимая для профессионального и личностного развития педагога. Эффективным средством рефлексивной деятельности является неструктурированная интеллект-карта. В качестве материала выступает профессиональная рефлексия педагога, проведенная в формате неструктурированной интеллект-карты с записанным аудио-комментарием. Ключевые слова: интеллект-карта, рефлексия, профессиональная компетенция, мотивация.

 

Л.С. Илюшин, А.В. Тропина

Анализ федеральных профориентационных практик в контексте изучения физики в школе

В статье рефлексия рассмотрена как ключевая компетенция, необходимая для профессионального и личностного развития педагога. Эффективным средством рефлексивной деятельности является неструктурированная интеллект-карта. В качестве материала выступает профессиональная рефлексия педагога, проведенная в формате неструктурированной интеллект-карты с записанным аудио-комментарием. Ключевые слова: интеллект-карта, рефлексия, профессиональная компетенция, мотивация.

 

Технологии, практика, опыт

Т.Н. Колесникова, Л.Ф. Шутова

Технология сотрудничества как деятельностная и воспитательная составляющая в процессе обучения – условие результативного взаимодействия учителя и современных школьников на уроках английского языка

В статье рассматриваются взгляды на методологию сотрудничества в образовательном пространстве, основания сотрудничества учитель – ученик и потенциал сотрудничества ученик – ученик; обосновывается эффективность технологии сотрудничества. В контексте обновленных ФГОС третьего поколения и федеральной рабочей программы воспитания сотрудничество рассматривается не только как навык и компетентность, но и как детско-взрослая общность. Данный взгляд является своеобразным ответом на проблему разобщенности в современном мире и утрату ценностей. Ключевые слова: технология сотрудничества, взаимодействие, детско-взрослая общность, человекоцентрированный подход.

 

Н.В. Парамонова, Е.В. Медведева

Разработка образовательного онлайн-курса «Эффективное взаимодействие родителей со школой»

Статья представляет собой исследование, посвященное разработке и реализации онлайн-курса, направленного на повышение эффективности взаимодействия родителей с учебными заведениями. Авторы описывают этапы создания онлайн-курса, включая выбор педагогических методик, разработку учебных материалов, тестирование и адаптацию курса под потребности целевой аудитории. Ключевые слова: онлайн-курс, родители, взаимодействие семьи и школы, психолого-педагогическая поддержка родителей.

 

Дискуссии, проблемы, решения

А.Н. Пролыгин

Опыт решения управленческих проблем в условиях цифровой трансформации образования кейс-методом

Актуальность предлагаемой работы обусловлена множественными вызовами времени, основными тенденциями ускоренной трансформации современной системы образования, которые требуют оперативных, но взвешенных и результативных решений. Такого рода решения ежедневно должен принимать учитель, методист и руководитель. Развитие культуры системного и качественного анализа проблемных ситуаций развивается и тренируется в процессе разработки и решения управленческих и методических кейсов, основу которых составляют наблюдения и исследования самих участников образовательного процесса. Ключевые слова: кейс-метод, цифровизация, персонализация, трансформация образования, менеджмент образования, методика, проектирование, образовательная среда.

 

А.В. Михейкина

Как сделать так, чтобы свобода выбора не трактовалась школьниками как наказание?

В одной школе города N после введения возможности выбора профиля обучения и составления индивидуального учебного плана старшеклассники получили большую свободу выбора своего образования. Однако возникла проблема, когда ученики начали изменять выбранный ранее профиль и предметы для сдачи ЕГЭ, а также менять научного руководителя проектной деятельности. Эта ситуация стала проблемой для родителей, коллег и администрации школы. Данная статья представляет собой анализ ситуации, в ходе которого дана характеристика «свободы выбора» и предложен один из вариантов решения, выделенной из ситуации проблемы. Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, проектная деятельность, персонализированное образование, свобода выбора, альтернативное образование.

 

Подписка на 2-ое полугодие 2024 года через редакцию