Журнал № 1 за 2024 год
Актуальные тенденции образования
Е.О. Галицких
Портрет учителя в зеркале искусства: резервы профессиональной мотивации
Статья поднимает сложную дискуссионную гуманитарную проблему соответствия профессиональной педагогической деятельности учителя запросам общества. Ключевые слова: гуманитарное знание, образ учителя, педагогическое мышление, идея гуманизма.
К.А. Баланенко
Визуализация текста как предмет междисциплинарных исследований
В статье рассматривается понятие визуализации текста как инструмента, являющегося предметом междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных авторов. Приводятся данные анализа литературных источников, а также поднимается вопрос потенциала использования исследуемого инструмента при создании учебных текстов. Ключевые слова: визуализация, визуальный образ, учебный текст, наглядность, восприятие, образовательный инструмент.
Г.В. Данилова
Текст учителя в мультимедийном формате как современное педагогическое высказывание
В статье рассматривается проблема освоения учителями мультимедийных технологий. Автор обращается к важности визуального высказывания (видеофильма, видеоролика) как способа мотивации учащихся к творческой и учебной деятельности. В материале статьи рассматриваются технологические возможности современной школы для разработки новых дидактических сред. Ключевые слова: мультимедийная грамотность, педагогическая режиссура, визуальный контент, мотивация.
С.Д. Щелокова
Комьюнити-тексты педагога: как поддерживать общение с учащимися в группах и чатах
В статье рассматриваются способы реализации основных функций педагогического общения в каналах цифровых коммуникаций педагога и учеников (группы в социальных сетях, чаты в мессенджерах) и даются рекомендации по усовершенствованию такого общения. Ключевые слова: педагогическое общение, функции общения, цифровые коммуникации.
Ф.А. Ахвердиева, П.Д. Маханёк
Визуализация учебного текста как средство развития познавательного интереса обучающихся
Данная статья затрагивает проблему соблюдения принципов использования приема визуализации для развития познавательного интереса. В частности, в ней дается обзор научной литературы, подтверждающей эффективность визуализации в педагогической деятельности. Также статья определяет актуальность данного приема в реалиях современного образовательного процесса. Ключевые слова: познавательный интерес, визуализация, учебный текст.
Исследовательский подход в обучении
Е.С. Романичева
«Творчеству нужно учить»: как это предлагала делать
В статье кратко описана методика обучения творческим сочинениям, разработанная М. А. Рыбниковой. Акцент сделан на том, что именно должно предшествовать обучению свободному творчеству. Ключевые слова: методика обучения М. А. Рыбниковой, творческие сочинения, , словесное творчество.
М.А. Рыбникова А.В. Торхова, Т.Е. Титовец
Текст как отражение парадигмального сдвига в образовании
В статье рассматриваются вопросы парадигмальной трансформации языка педагогических текстов, меняющих представление об образовательном процессе, его ценностях и целях, и задающих ориентиры для его дальнейшего развития. Анализируются тенденции и закономерности развития терминологии педагогики при переходе от традиционной к современной образовательной парадигме. Посредством интерпретации нового тезауруса образовательного процесса создается модельное представление о современной образовательной ситуации, ее отличительных особенностях. Полученные выводы экстраполируются на практику управления качеством образования. Ключевые слова: текст, тезаурус, парадигмальный сдвиг в образовании, образовательная ситуация, тезаурус современной образовательной ситуации.
Технологии, практика, опыт
В.Н. Волков, Т.В. Модестова
К вопросу обучения педагогов написанию научных текстов
В статье рассматривается вопрос работы педагогов по написанию научных текстов для повышения качества представления их опыта работы. Описывается опыт организации Марафона «5 шагов – от поиска идеи до написания статьи» для педагогов. Анализируются результаты диагностики причин затруднений педагогов при написании текстов. Ключевые слова: педагог, педагогический опыт, научный текст, образовательный марафон, геймификация.
Л.В. Арутинова, Д.А. Башкирцев, Т.Г. Галактионова
Создание литературного квеста как способ мотивации и приобщения старшеклассников к чтению
Статья посвящена анализу практики проектирования и реализации образовательного модуля «Читательские инициативы», ориентированного на решение проблем мотивации и приобщения старшеклассников к чтению. Ключевые слова: литературный квест, геймификация, мотивация к чтению, приобщение к чтению.
М.В. Груздева
Педагог-автор: особенности литературно-художественного соавторства с младшими школьниками
Статья посвящена проблеме творческого взаимодействия и соавторства учителя начальных классов с учениками. В результате заинтересованной педагогической поддержки литературного творчества детей создаются благоприятные условия для рождения на уроках самобытных ученических произведений. При этом учитель вдохновляет младших школьников и активно использует в педагогическом процессе сочинение собственных литературно-художественных текстов. Ключевые слова: учитель начальных классов, младший школьник, литературно-художественное соавторство, литературное творчество.
М.М. Дружина
Эффективность текста на уроках физики
В статье рассматривается важность использования научного и литературного текстов на уроках физики как формы осмысленного взаимодействия, описывается применение методики выделения смысловых слов и размышление над скрытым смыслом при решении качественных задач по физике, а также применение рассуждений при чтении текста качественных задач, которые не содержат численных значений. Ключевые слова: качественная задача, смысловое слово, анализ, информация, текст.
Т.Н. Ермакова
Читаем и развиваемся: развитие социальноэмоциональных навыков с помощью художественной литературы
В статье представлен опыт создания образовательной среды для развития социально-эмоциональных навыков посредством чтения, полученный в ходе реализации образовательных проектов программы «Развивающая среда» Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Представлены педагогические практики, реализуемые в работе с детьми как дошкольного, так и младшего школьного, подросткового возраста. Ключевые слова: образовательная среда, социально-эмоциональное развитие, чтение.
В.Д. Павлова
Ученик как автор эссе (из опыта работы в ОЦ «Интеллект»)
В статье рассматривается интертекстуальный анализ произведения при работе в старших классах. Описана перспективная форма работы учеников 9 – 11-х классов над авторским аналитическим эссе как завершающим этапом погружения в анализ художественного произведения. Приведен пример работы (от лекций и семинаров до анализа эссе учеников) одной из литературных сессий, проводимых в ОЦ «Интеллект» (Ленинградская область). Ключевые слова: интертекст, интертекстуальный анализ, литературная сессия, межтекстовые переклички.
Управление временем
В.Е. Пугач
Учитель как писатель: литературно-педагогический этюд
Материал посвящен ситуации, когда учитель по профессии является также автором литературных произведений. Кем он чувствует себя в большей степени – писателем или учителем? Насколько его творческая биография пересекается с учительской? В статье содержится критический разбор некоторых образцов художественного творчества педагогов. Ключевые слова: педагог, литературное творчество, художественный уровень, творческая карьера, профессионализм.
Г.Н. Лола
Поэтический дискурс в педагогической практике
Поэзия требует исключительно бережного отношения, отсюда необходимость в переосмыслении способа обсуждения поэтического текста. Избежать опасностей критического анализа и эмпатического растворения в тексте позволяет поэтический дискурс, в основе которого метод двойного вербальновизуального перевода. Ключевые слова: поэтический дискурс, коды, перевод, семаграмма.