Актуальные тенденции в образовании
Г. В. Данилова
По ту сторону детства. Идеи гуманистической педагогики в произведениях Рэя Брэдбери
В статье рассматривается возможность формирования гуманистических идеалов у детей и подростков с помощью чтения и осмысления произведений в жанре фантастики. Как наиболее яркий пример концентрации гуманистических идей в рассказах приводятся тексты выдающегося писателя – фантаста XX века Рэя Брэдбери. Ключевые слова: гуманистическая педагогика, детство, чтение, читатель.
Л. С. Илюшин, Н. А. Торпашёва
Школа 2027: искусственный интеллект и новые горизонты в образовании
В статье представлен краткий прогноз возможной интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в школьное образование. Рассматривается трансформация методов преподавания, классных практик, института домашнего задания, а также роли учителя в свете этой интеграции. Обсуждаются этические и психологические вызовы взаимодействия человека и ИИ, а также перспективы и возможные риски внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательную среду. Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), школьное образование, интеграция ИИ в образование, школа будущего.
С. А. Тарасов
Педагогический потенциал мировой научной фантастики
В статье исследуется вопрос о необходимости включения научно-фантастического рассказа в курс литературы основной и средней школы. Автор отмечает положительные педагогические результаты изучения научнофантастических рассказов Р. Брэдбери на уроках литературы. Ключевые слова: научная фантастика, педагогический потенциал, воспитательные цели.
Исследовательский подход в обучении
Л. В. Арутинова
Зеркало белых ночей: Петербург Достоевского как портал к другим мирам
В статье рассмотрены примеры выражения концепции «фантастического» в творчестве Ф. М. Достоевского в трех произведениях: «Двойник», «Белые ночи» и «Сон смешного человека» с опорой на авторскую позицию тесного соприкосновения «фантастического» с реальным и позицию В. Н. Захарова, который основными формами фантастического считал сны и цитирование и отрицал употребление понятия «фантастический реализм». Целью является показать потенциал поиска элементов «фантастического» в классических произведениях XIX века для знакомства учащихся с наиболее сложным жанром утопии и для формирования у школьников внутрипредметных связей. Ключевые слова: «фантастическое» у Достоевского, мотив двойственности, фантастический пейзаж, «фантастический рассказ» в XIX веке, вселенная Достоевского.
В. Е. Пугач
Фантастическое в русской реалистической классике: проблемы преподавания
В теме статьи заложено, как минимум, две проблемы, относящиеся к различным областям знания: проблема восприятия школьниками элементов фантастики в классических произведениях русской литературы (возрастная психология, педагогика) и проблема использования литературоведческих терминов в школьном курсе литературы (литературоведение, методика преподавания литературы). Ключевые слова: фантастика, наивный реализм, реализм, художественное произведение, вымысел, литературный герой.
Л. В. Милёшина
Лингвистическая фантастика как средство развития познавательного интереса школьников
В данной статье рассматривается значение лингвистической фантастики как метода стимулирования познавательного интереса у школьников. Исследуются основные характеристики жанра, его влияние на формирование критического мышления и творческих способностей учащихся. Также выделяются педагогические практики, способствующие интеграции лингвистической фантастики в учебный процесс. Ключевые слова: лингвистическая фантастика, познавательный интерес, критическое мышление, школьники.
С. Ю. Модестов
Художественный текст как модельная среда: развитие мышления учащихся средствами научной фантастики
В статье приводится анализ возможностей художественного научно-фантастического текста как среды, позволяющей создавать условия для развития мышления учащихся и моделировать различные обстоятельства в контексте педагогического процесса. Ключевые слова: художественный текст, моделирование, развитие мышления.
Технология, практика, опыт
Д. А. Башкирцев
Фантастика как «Первая ступень» на пути к осмысленному чтению подростками художественной литературы
В статье представлено пилотное исследование перспектив использования фантастической литературы для успешного приобщения учащихся подросткового возраста к чтению, разработан и описан диагностический инструментарий, использованный в ходе исследования. Ключевые слова: мотивация к чтению, приобщение к чтению, фантастическая литература.
Е. О. Жаркова
Метавселенная в школьном образовании
В статье исследуется потенциал использования метавселенной в системе школьного образования. Рассматривается, как технологии метапространства могут быть интегрированы в образовательный процесс не только на уровне отдельных учебных заведений, но и более масштабно – от объединения нескольких школ до возможности всероссийского опыта. Анализируются различные аспекты применения метавселенных в обучении, включая использование искусственного интеллекта и создание интерактивных и иммерсивных учебных сред. Приведены примеры существующих проектов образовательных метавселенных, а также предложены возможные направления развития технологии в школьном образовании. Ключевые слова: метавселенная, образование, школа, искусственный интеллект, образовательный процесс, инновации.
Е. С. Романичева
«Думай головой, а не линейкой»: графика в изучении литературы («Фантастический» эксперимент в реальной школе 20-х годов ХХ века)
В статье описывается использование графического метода на уроках литературы в советской школе 20-х годов ХХ века. Автор показывает, как и зачем использовались графики в литературном образовании и утверждает, что в начале 20-х методика развивалась в русле идей «художественной педагогики», однако к концу 20-х годов схемы и графики стали носить формальный характер, и метод оказался невостребованным. Ключевые слова: К. Спасская, А. Петрович, графический метод, графики, схемы, графическая работа с художественным текстом.
К. Д. Селиванова
Это фантастика: развитие системного мышления при работе с фантастической литературой
В статье описаны возможности работы с научнофантастической литературой в школе в контексте развития системного мышления учащихся: приведены элементы анализа текста, основы выбора произведений для работы. Автор обращается к опыту проведения метапредметного погружения, построенного вокруг онтологической задачи, и обозначает некоторые аспекты составления такой задачи на основе научно-фантастического произведения. Ключевые слова: системное мышление, фантастика, онтологическая задача, метапредметное погружение.
Д. И. Соболев
Дополнительное профессиональное образование в цифровой среде как фантастическая реальность
В статье рассматривается понятие дополнительного профессионального образования, осуществляемого цифровыми образовательными учреждениями. Приводятся примеры характерных черт современных онлайн-школ, которые сегодня находят отражение в произведениях искусства. Сравниваются характеристики профессионального образования разных десятилетий: 1990-х и 2020-х годов. Ключевые слова: цифровая трансформация, дополнительное профессиональное образование, цифровая среда, онлайн-школа, технологии обучения.
Управление временем
Е. С. Квашнина
Бумага стерпит?
В педагогическом эссе автор рассматривает тему будущего книги в цифровом мире на материалах художественных произведений ХХ века. Ключевые слова: будущее книги, цифровой мир, нравственные ценности, педагогический потенциал, воспитательные цели.
А. И. Пономарев
Взгляд из будущего на домашнее обучение в рассказе Ллойда Биггла-младшего «Какая прелестная школа!». Как технологии превзошли ожидания
Статья раскрывает организационный аспект развития подходов к домашнему обучению во взглядах писателя фантаста в 1966 году в сравнении с реалиями такого обучения в Российской Федерации в современности. Ключевым аспектом выступает анализ форматов и подходов к такому обучению, предложенных в рассказе автором, и сравнение с существующими методами и технологиями современного домашнего обучения. Данный подход позволит ретроспективно отнестись к изменению взглядов на домашнее обучение и влиянию технологических открытий на методы школьного обучения. Ключевые слова: педагог, домашнее обучение, технологии обучения, LMS-платформа, индивидуальный образовательный маршрут, ИИ-тьютор.
И. В. Сайферт
Наставничество через фантастическое: Миядзава Кэндзи и его сказка «Ночь в поезде на Серебряной реке
Академическое эссе посвящено японскому детскому писателю Миядзава Кэндзи и его произведению «Ночь в поезде на Серебряной реке». Рассматриваются элемент наставничества через персонажей сказки и фантастический сюжет произведения. Ключевые слова: Миядзава Кэндзи, «Ночь в поезде на Серебряной реке», наставничество, фантастическое.