Актуальные тенденции в образовании

Г. В. Данилова

По ту сторону детства. Идеи гуманистической педагогики в произведениях Рэя Брэдбери

В статье рассматривается возможность формирования гуманистических идеалов у детей и подростков с помощью чтения и осмысления произведений в жанре фантастики. Как наиболее яркий пример концентрации гуманистических идей в рассказах приводятся тексты выдающегося писателя – фантаста XX века Рэя Брэдбери. Ключевые слова: гуманистическая педагогика, детство, чтение, читатель.

 

Л. С. Илюшин, Н. А. Торпашёва

Школа 2027: искусственный интеллект и новые горизонты в образовании

В статье представлен краткий прогноз возможной интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в школьное образование. Рассматривается трансформация методов преподавания, классных практик, института домашнего задания, а также роли учителя в свете этой интеграции. Обсуждаются этические и психологические вызовы взаимодействия человека и ИИ, а также перспективы и возможные риски внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательную среду. Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), школьное образование, интеграция ИИ в образование, школа будущего.

 

С. А. Тарасов

Педагогический потенциал мировой научной фантастики

В статье исследуется вопрос о необходимости включения научно-фантастического рассказа в курс литературы основной и средней школы. Автор отмечает положительные педагогические результаты изучения научнофантастических рассказов Р. Брэдбери на уроках литературы. Ключевые слова: научная фантастика, педагогический потенциал, воспитательные цели.

 

Исследовательский подход в обучении

Л. В. Арутинова

Зеркало белых ночей: Петербург Достоевского как портал к другим мирам

В статье рассмотрены примеры выражения концепции «фантастического» в творчестве Ф. М. Достоевского в трех произведениях: «Двойник», «Белые ночи» и «Сон смешного человека» с опорой на авторскую позицию тесного соприкосновения «фантастического» с реальным и позицию В. Н. Захарова, который основными формами фантастического считал сны и цитирование и отрицал употребление понятия «фантастический реализм». Целью является показать потенциал поиска элементов «фантастического» в классических произведениях XIX века для знакомства учащихся с наиболее сложным жанром утопии и для формирования у школьников внутрипредметных связей. Ключевые слова: «фантастическое» у Достоевского, мотив двойственности, фантастический пейзаж, «фантастический рассказ» в XIX веке, вселенная Достоевского.

 

В. Е. Пугач

Фантастическое в русской реалистической классике: проблемы преподавания

В теме статьи заложено, как минимум, две проблемы, относящиеся к различным областям знания: проблема восприятия школьниками элементов фантастики в классических произведениях русской литературы (возрастная психология, педагогика) и проблема использования литературоведческих терминов в школьном курсе литературы (литературоведение, методика преподавания литературы). Ключевые слова: фантастика, наивный реализм, реализм, художественное произведение, вымысел, литературный герой.

 

Л. В. Милёшина

Лингвистическая фантастика как средство развития познавательного интереса школьников

В данной статье рассматривается значение лингвистической фантастики как метода стимулирования познавательного интереса у школьников. Исследуются основные характеристики жанра, его влияние на формирование критического мышления и творческих способностей учащихся. Также выделяются педагогические практики, способствующие интеграции лингвистической фантастики в учебный процесс. Ключевые слова: лингвистическая фантастика, познавательный интерес, критическое мышление, школьники.

 

С. Ю. Модестов

Художественный текст как модельная среда: развитие мышления учащихся средствами научной фантастики

В статье приводится анализ возможностей художественного научно-фантастического текста как среды, позволяющей создавать условия для развития мышления учащихся и моделировать различные обстоятельства в контексте педагогического процесса. Ключевые слова: художественный текст, моделирование, развитие мышления.

 

Технология, практика, опыт

Д. А. Башкирцев

Фантастика как «Первая ступень» на пути к осмысленному чтению подростками художественной литературы

В статье представлено пилотное исследование перспектив использования фантастической литературы для успешного приобщения учащихся подросткового возраста к чтению, разработан и описан диагностический инструментарий, использованный в ходе исследования. Ключевые слова: мотивация к чтению, приобщение к чтению, фантастическая литература.

 

Е. О. Жаркова

Метавселенная в школьном образовании

В статье исследуется потенциал использования метавселенной в системе школьного образования. Рассматривается, как технологии метапространства могут быть интегрированы в образовательный процесс не только на уровне отдельных учебных заведений, но и более масштабно – от объединения нескольких школ до возможности всероссийского опыта. Анализируются различные аспекты применения метавселенных в обучении, включая использование искусственного интеллекта и создание интерактивных и иммерсивных учебных сред. Приведены примеры существующих проектов образовательных метавселенных, а также предложены возможные направления развития технологии в школьном образовании. Ключевые слова: метавселенная, образование, школа, искусственный интеллект, образовательный процесс, инновации.

 

Е. С. Романичева

«Думай головой, а не линейкой»: графика в изучении литературы («Фантастический» эксперимент в реальной школе 20-х годов ХХ века)

В статье описывается использование графического метода на уроках литературы в советской школе 20-х годов ХХ века. Автор показывает, как и зачем использовались графики в литературном образовании и утверждает, что в начале 20-х методика развивалась в русле идей «художественной педагогики», однако к концу 20-х годов схемы и графики стали носить формальный характер, и метод оказался невостребованным. Ключевые слова: К. Спасская, А. Петрович, графический метод, графики, схемы, графическая работа с художественным текстом.

 

К. Д. Селиванова

Это фантастика: развитие системного мышления при работе с фантастической литературой

В статье описаны возможности работы с научнофантастической литературой в школе в контексте развития системного мышления учащихся: приведены элементы анализа текста, основы выбора произведений для работы. Автор обращается к опыту проведения метапредметного погружения, построенного вокруг онтологической задачи, и обозначает некоторые аспекты составления такой задачи на основе научно-фантастического произведения. Ключевые слова: системное мышление, фантастика, онтологическая задача, метапредметное погружение.

 

Д. И. Соболев

Дополнительное профессиональное образование в цифровой среде как фантастическая реальность

В статье рассматривается понятие дополнительного профессионального образования, осуществляемого цифровыми образовательными учреждениями. Приводятся примеры характерных черт современных онлайн-школ, которые сегодня находят отражение в произведениях искусства. Сравниваются характеристики профессионального образования разных десятилетий: 1990-х и 2020-х годов. Ключевые слова: цифровая трансформация, дополнительное профессиональное образование, цифровая среда, онлайн-школа, технологии обучения.

 

Управление временем

Е. С. Квашнина

Бумага стерпит?

В педагогическом эссе автор рассматривает тему будущего книги в цифровом мире на материалах художественных произведений ХХ века. Ключевые слова: будущее книги, цифровой мир, нравственные ценности, педагогический потенциал, воспитательные цели.

 

А. И. Пономарев

Взгляд из будущего на домашнее обучение в рассказе Ллойда Биггла-младшего «Какая прелестная школа!». Как технологии превзошли ожидания

Статья раскрывает организационный аспект развития подходов к домашнему обучению во взглядах писателя фантаста в 1966 году в сравнении с реалиями такого обучения в Российской Федерации в современности. Ключевым аспектом выступает анализ форматов и подходов к такому обучению, предложенных в рассказе автором, и сравнение с существующими методами и технологиями современного домашнего обучения. Данный подход позволит ретроспективно отнестись к изменению взглядов на домашнее обучение и влиянию технологических открытий на методы школьного обучения. Ключевые слова: педагог, домашнее обучение, технологии обучения, LMS-платформа, индивидуальный образовательный маршрут, ИИ-тьютор.

 

И. В. Сайферт

Наставничество через фантастическое: Миядзава Кэндзи и его сказка «Ночь в поезде на Серебряной реке

Академическое эссе посвящено японскому детскому писателю Миядзава Кэндзи и его произведению «Ночь в поезде на Серебряной реке». Рассматриваются элемент наставничества через персонажей сказки и фантастический сюжет произведения. Ключевые слова: Миядзава Кэндзи, «Ночь в поезде на Серебряной реке», наставничество, фантастическое.

 

Подписка на 1-ое полугодие 2025 года через редакцию