
Журнал № 7 за 2025 год
Теория управления качеством
О. И. Ткачева, А. И. Алексеев
Опыт применения нарративного подхода при организации профориентационных событий на примере форума «Инноватикум» Актуальные тенденции
Технология карьерного проектирования активно используется в российских школах, а практика ее использования обширна. В статье представляется опыт внедрения нарративного подхода при проведении Всероссийского форума «Инноватикум», который является масштабным профориентационным событием для учащихся 8–11-х классов. Ключевые слова: профориентация школьников, нарративный подход в образовании, карьерное проектирование, кейс-метод, развитие мягких навыков.
Т. Г. Галактионова, Я. В. Буткевич, А. А. Азбель
Воспитательный потенциал событийной педагогики. Опыт проведения итогового Фестиваля мастерских в рамках всероссийского образовательного проекта «Мастерские роста»
В статье анализируются теоретические основы и педагогический потенциал событийного подхода в образовании. Авторы описывают опыт реализации фестивального формата в проекте «Мастерские роста». Фестиваль мастерских рассматривается как форма подведения итогов творческой и проектной деятельности, описаны принципы его педагогического проектирования. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что фестиваль как жанр событийной педагогики способствует формированию ситуации успеха и мотивирует ученика повторить полученный опыт через новые проекты и достижения. Ключевые слова: событие, событийная педагогика, мастерская, педагог, ученик, фестиваль.
О. Н. Пономарева-Рунова
Инструменты ТРИЗ-педагогики для решения кейсов турнира «Битва с драконом» и организации деятельности школьного научного общества (из опыта работы НОУ «Эврика» МБОУ г. Мурманска Гимназии № 3)
В статье рассматривается возможность использования инструментов технологии «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) для решения кейсов турнира «Битва с драконом» и организации деятельности школьного научного общества. В работе подробно описываются такие инструменты ТРИЗ, как морфологический анализ, оператор МАТХЭМ, метод фокальных объектов, которые являются эффективными техниками развития критического и креативного мышления учащихся. Использование инструментов ТРИЗ на занятиях школьного научного общества позволяет учащимся увидеть проблему и правильно сформулировать задачу, способствует генерированию идей, в том числе бизнес-идей, и находить варианты эффективных решений кейсов. Ключевые слова: ТРИЗ-педагогика, кейс-турнир, «Битва с драконом», проектная деятельность, исследовательская деятельность.
Е. А. Пискунова
Развитие эмоционального интеллекта на занятиях, посвящённых Великой Отечественной войне
В статье рассматриваются современные педагогические подходы к развитию эмоционального интеллекта на уроках, посвящённых Великой Отечественной войне. Особое внимание уделяется роли эмоционального интеллекта и эмпатии в формировании исторической и коллективной памяти, а также гражданской идентичности учащихся. Описаны практики арт-медиации, анализ визуальных и аудиальных источников, а также методы работы с «местами памяти» и аудиоподкастами, способствующие эмоциональному вовлечению подростков в изучение истории. Представленные методики направлены на преодоление отчуждения между современными школьниками и историческими событиями прошлого. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, историческая память, коллективная память, артмедиация, социально-эмоциональное обучение, гражданская идентичность.
Контроль, мониторинг и оценка качества образования
А. А. Азбель
От каденции к каденции: растём в мастерских на основе данных и обратной связи
В статье анализируется опыт внедрения системы обратной связи в образовательном проекте «Мастерские роста». Начиная с 2024/2025 учебного года, каждая из 222 команд проекта получала обратную связь по итогам выполнения заданий. Такой подход дал командам инструмент для оценки вклада каждого участника в общий результат команды, проанализировать факторы прогресса и его замедления. Данные, собранные для организации обратной связи, стали источником данных для доказательного управления проектом. Анализ накопленных данных позволил выявить закономерности командной активности в течение года и установить ряд связей. Представленные исследовательские выводы важны для региональных и муниципальных органов управления образованием, работающих над формированием личностно-развивающей образовательной среды в школах. Ключевые слова: обратная связь, доказательная педагогика, развитие личностного потенциала, агентность, личностно-развивающая образовательная среда.
Исследовательский подход в обучении
Д. Ф. Магосимьянова
Как измерить успех педагогической практики? Опыт организации марафона «Двенадцать коллегий»
Статья посвящена анализу образовательного марафона школьных команд «Двенадцать коллегий» Санкт-Петербургского государственного университета как продукта, разработанного для ранней профориентации школьников. Через призму продуктового подхода рассматриваются ключевые элементы проекта: определение целевой аудитории, критерии успеха, метрики оценки и механизмы вовлечения. Результаты демонстрируют эффективность применения принципов продуктового подхода в педагогике, что открывает новые возможности для управления практиками в образовании. Ключевые слова: образовательный марафон, продуктовый подход, профориентация школьников, оценка эффективности, педагогическая практика.
Д. А. Башкирцев, Л. С. Илюшин
Зачем изучают историю «одарённые» школьники? Интервью с участниками регионального этапа ВсОШ по истории в Санкт-Петербурге
В статье теоретически обосновано и описано исследование, проведённое среди участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в городе Санкт-Петербурге. В ходе исследования были выявлены основные мотивы участия в олимпиаде и изучения истории для учащихся. На основании результатов исследования в качестве возможных путей решения проблемы поиска учащимися личностного смысла изучения истории определены: 1) освоение предметных и метапредметных умений и 2) использование исторического знания как средства объяснения особенностей развития современного мира. Ключевые слова: обучение истории, личностный смысл, мотивация к изучению истории, ВсОШ.
Технологии, практика, опыт
А. О. Штанюк
Трансформация методических разработок в эпоху нейросетей: опыт Недели высоких технологий и технопредпринимательства
В статье анализируется опыт разработки и внедрения «уроков под ключ» в рамках Недели высоких технологий и технопредпринимательства 2025 года с акцентом на трансформацию процесса под влиянием технологий искусственного интеллекта. На основе обратной связи от педагогов описаны механизмы создания ресурсов, в которых нейросети ускоряют генерацию и адаптацию контента, а методисты и эксперты обеспечивают научную достоверность и педагогическую целесообразность. Показаны особенности «уроков под ключ», а также выявлены ключевые вызовы, прежде всего необходимость дифференциации материалов по уровням подготовки и ресурсным условиям. Ключевые слова: искусственный интеллект, нейронные сети, методические разработки, технологическое предпринимательство, профориентация, Неделя высоких технологий и технопредпринимательства, сетевые образовательные программы.
Н. О. Лисова
Опыт интеграции игровых интересов подростка в проектно-исследовательскую деятельность (на примере кейса «КРОНА Junior»)
Статья освещает опыт интеграции игровых интересов подростка (на примере игры Minecraft) в проектно-исследовательскую деятельность. На кейсе ученика 6-го класса, представившего проект «Выставка “Камни Майнкрафта”» на конференции «КРОНА Junior», анализируется, как увлечение игрой было трансформировано в интерес к реальной минералогии. В результате подросток самостоятельно провел исследование (включая опрос, эксперимент, работу с научной литературой), создал и успешно представил образовательную выставку, сопоставляющую игровые и реальные свойства минералов. Проект способствовал развитию softskills, опережающему познанию, личностному росту и внесению вклада в образовательную среду лицея, подтверждая потенциал внимания к интересам ребенка для пробуждения познавательной активности и профилактики игровой зависимости. Ключевые слова: проектная деятельность, кейс стади профориентация, игровое обучение, Minecraft, минералогия, надпредметные компетенции, softskills, мотивация учащихся, конференция «Крона Junior».
Д. О. Миролюбова
Энтропия современного образования и проектирование маршрутов личностного развития в «Мастерских роста»
Автор статьи рассматривает вопросы, связанные с состоянием «энтропии» в образовательной системе. Иллюстрируются пути преодоления этого явления через проектирование индивидуальных маршрутов личностного развития всех участников образовательных отношений на основе рефлексивных развивающих технологий, реализованных во всероссийском проекте «Мастерские роста». Статья акцентирует внимание на необходимости создания равновесия между образовательной системой и степенью нестабильности образовательной среды для поддержки и развития маршрутов личностного роста как детей, так и взрослых в образовательной организации. Ключевые слова: энтропия образования, личностное развитие, мастерские роста, образовательная среда, рефлексивные практики.
В. В. Цой
Как найти целевую аудиторию образовательного проекта в социальных сетях и грамотно подобрать площадки
В данной статье рассмотрены стратегии поиска целевой аудитории для российских образовательных проектов в социальных сетях, а также оптимальный выбор цифровых площадок. Практические рекомендации представлены в виде пошагового алгоритма поиска и привлечения пользователей для образовательных проектов в социальных сетях. Ключевые слова: образовательный проект, целевая аудитория, социальные сети, SMM-продвижение, портрет подписчика, уникальное торговое предложение, контент-стратегия.
Управление временем
А. В. Копаева, А. А. Азбель
Фронтально, а не выборочно: автоматизация обратной связи в междисциплинарном образовательном проекте «Мастерские роста»
Статья посвящена проблеме обеспечения системной и персональной обратной связи в образовательном междисциплинарном проекте «Мастерские роста». Выявлены ограничения традиционных методов (фронтальный опрос) и предложено решение – предоставление персональной обратной связи и автоматизация этого процесса с помощью инструмента рассылки в Word. Ключевые слова: обратная связь, междисциплинарный образовательный проект «Мастерские роста», автоматизация обратной связи, инструмент рассылки в Word, личностный потенциал.

