Журнал № 4 за 2021 год

Журнал № 4 за 2021 год

Журнал № 4 за 2021 год

Модели внутришкольной системы учительского роста

Е.С. Сморгова, О.В. Булгакова, А.С. Кенкель

Модель совершенствования профессиональных компетенций учителя в условиях реализации требований профессионального стандарта

Реализация профессионального стандарта педагога предусматривает определение совокупности требований к  компетенциям учителей. В  статье рассматриваются подходы к  совершенствованию профессиональных компетенций на  уровне образовательной организации. Авторами описана модель, которая включает ряд этапов, позволяющих организовать деятельность педагогического коллектива по развитию наиболее проблемных компетенций, утвержденных в содержании профессионального стандарта. Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетентностный подход, компетенции, психологическая безопасность образовательной среды школы, индивидуальная образовательная программа педагога.

 

Ориентация содержания образования на приоритетные направления развития РФ

Е.В. Воронцова, В.С. Голикова, О.М. Котенкова

Образовательная робототехника как средство вовлечения учащихся разного возраста в процесс инновационного научно-технического творчества в области экологии

Экология – широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану всей окружающей человека среды и контроль над рациональным использованием природных ресурсов, поэтому внедрение экологического образования и воспитания школьников обязательно. Как и любые другие, экологические исследования для достижения научных результатов требуют использования широкого спектра метапредметного инструментария, в том числе робототехники. Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года». В предложенном вашему вниманию проекте объединены идеи двух этих приоритетных направлений развития страны, экологии и робототехники, для достижения образовательных целей. Ключевые слова: экология, образовательная робототехника, исследовательская и проектная деятельность, научно-техническое творчество.

 

И.Н. Ишкова

Политехнизация общеобразовательной школы: опыт, инновации, перспективы

В статье представлен опыт инновационной деятельности средней политехнической школы № 33 Старооскольского городского округа Белгородской области. Статья раскрывает реализацию концепции политехнического и инженерного образования в общеобразовательной школе на основе принципов системности, преемственности, фундаментализации и опережающего характера образования. Также в работе отражены перспективы развития школы в контексте ключевых идей, заложенных в Национальном проекте «Образование», Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа». Ключевые слова: политехнизм, инженерное образование, технологическая культура, общее образование.

 

Н.М. Ануфриева, Г.А. Егорчева, Т.Ю. Дьячкова

Реализация модели формирования цифровой компетенции у обучающихся

В статье представлен опыт реализации модели формирования цифровой компетенции учащихся в  практике работы коллектива средней школы имени М.Ю. Лермонтова села Засечное Пензенской области. Авторами рассматриваются актуальные вопросы по  развитию цифровой образовательной среды, этапы формирования основных навыков, составляющих цифровую компетенцию на различных уровнях образования. Новые подходы к организации образовательного процесса способствуют формированию навыков непрерывного обучения. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровая компетенция, цифровая экономика, непрерывное обучение.

 

Организация работы с одаренными детьми

Н.П. Малюченко

Вариативная модель организации проектно-исследовательской деятельности как фактор образовательных достижений обучающихся

Статья содержит описание модели организации проектно-исследовательской деятельности в МБОУ гимназии № 3 г. Ставрополя. Авторы отмечают положительное влияние занятий проектной деятельностью на  образовательные достижения обучающихся. Приводятся количественные и качественные показатели достижений гимназии в данном направлении, дается оценка эффективности достигнутых результатов. Ключевые слова: проект, проектная деятельность, инновация, модель.

 

Ш.Б. Баймурзаева, А.С. Халилова

Исследовательская и проектная деятельность как условие выявления одаренных детей

В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «одаренность», а также способы ее развития с помощью применения в образовательном процессе исследовательской и проектной деятельности. Авторами предлагаются некоторые практические рекомендации по ее внедрению педагогами. Ключевые слова: одаренность учащихся, исследование, проект, образование.

 

Т.А. Табунова, Т.Г. Киселева, Г.В. Балакирева

Комплексное сопровождение одаренных детей в условиях цифровой образовательной среды

В статье представлена разработанная и реализуемая в МОУ «Гимназия № 3» г. Ярославля модель выявления и сопровождения одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности. В основе модели лежит субъект-субъектный подход, предполагающий свободу выбора и самоопределения ребенка, поддержку детских инициатив со стороны взрослых, со-действие, со-творчество и со-ответственность всех субъектов образовательного процесса  – обучающихся, педагогов, родителей и администрации гимназии. Достижения гимназистов в учебе, предметных олимпиадах, научных конференциях, творческие и спортивные успехи, активная общественная деятельность, участие в  волонтерской работе, широкие международные связи и обмены – все эти результаты доказывают эффективность созданной модели выявления и сопровождения одаренных детей. Ключевые слова: цифровизация, детская одаренность, комплексное сопровождение, гимназическое образование.