Журнал № 3 за 2022 год

Журнал № 3 за 2022 год

Журнал № 3 за 2022 год

Е.И. Казакова

Школа развития личностного потенциала – опыт проектирования системно-ориентационного поля

В статье анализируется проблема развития школы как целостной системы в контексте взаимосвязи двух процессов – развития школы и личности в ней. В центре внимания системно-ориентационный подход, предполагающий построение ценностно-смыслового поля развития школы как образовательной системы. Выделены компоненты ориентационного поля, этапы его формирования и развития. Ключевые слова: личностный потенциал, образовательная система, системно-ориентационное поле, развитие школы.

 

Развитие личностного потенциала в образовании

Е.Г. Дирюгина

Модель целевых ориентиров Программы по развитию личностного потенциала

В статье представлено краткое описание модели целевых ориентиров Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Показаны научные и прикладные основания модели, структура которой представлена тремя блоками результатов (феномены-состояния, феномены-установки, феномены-навыки). Предложены принципиальные механизмы достижения этих результатов. Ключевые слова: личностный потенциал, благополучие, мотивация, самодетерминация, образовательная среда, установки, навыки.

 

А.Н. Иоффе, Л.В. Бычкова, А.А. Данилина

Учебная дисциплина «Развитие личностного потенциала в образовании» в подготовке педагогов, работающих с одаренными детьми

Развитие личностного потенциала рассматривается как важное направление работы с одаренными детьми и требует особой подготовки педагога. В  третьем семестре магистратуры «Развитие детской одаренности» ГАОУ ВО МГПУ изучается дисциплина «Развитие личностного потенциала в образовании». Она ориентирует магистрантов – педагогов-практиков  – на повышение самостоятельности, осознанности и мотивации к познанию у детей и, как следствие, эффективное достижение образовательных результатов. Магистранты учатся соотносить личностный потенциал педагога и обучающихся. Они также получают опыт разработки занятий (тренингов, упражнений, заданий, приемов), направленных на развитие личностного потенциала и поддержку учебной мотивации детей. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, мотивация, одаренные дети, ресурсы личностного потенциала, блочно-модульный конструктор занятия.

 

В.К. Маркова

Итоговое задание для участников обучения консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»

В статье описаны особенности итогового задания для преподавателей вузов, которые проходили повышение квалификации по  программе «Развитие личностного потенциала в  системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций» в августе – октябре 2021 года. Показано, какое место занимает итоговое задание в процессе обучения. Отмечено, что подготовка проекта научной статьи способствует переходу от ознакомления с новым материалом к его интеграции в профессиональную деятельность преподавателей. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, педагогический вуз, повышение квалификации преподавателей, научная статья.

 

Е.В. Рохина, О.В. Рудыхина, П.А. Яркин

Устойчивость к скуке и субъектность в контексте проблемы развития личностного потенциала студентов вуза

В статье рассматриваются феномены скуки и субъектности в  контексте проблемы развития личностного потенциала студентов вузов. Скука как состояние проявляется в виде отрицательного эмоционального фона, чувства неудовлетворенности, сниженной активности и рассматривается как фактор, препятствующий проявлению субъектной жизненной позиции. Диагностика предрасположенности к скуке и обучение студентов стратегиям ее преодоления повышает осознанность выбора профессиональной траектории в образовательном пространстве вуза. Ключевые слова: скука, предрасположенность к скуке, устойчивость к  скуке, активность, субъектность, субъект-объектные ориентации, личностный потенциал.

 

Е.В. Матвиенко

Оценка возможностей системы ученического самоуправления в контексте научной концепции личностного потенциала

В статье предпринята попытка рассмотреть систему ученического самоуправления как ресурс развития личностного потенциала ребенка. Анализируются различные подходы к описанию системы ученического самоуправления, а также рассматриваются возможности применения практик ученического самоуправления, позволяющих развивать личностный потенциал детей. Ключевые слова: ученическое самоуправление, личностный потенциал, воспитание.

 

Персонализированное образование

А.В. Стехов

Персонализация как подход к развитию личности в обучении

В статье рассмотрен один из подходов к развитию личности в обучении – персонализация. Сначала затронута проблема соотношения обучения и развития с  обращением к  вопросу, как происходит развитие личности в обучении, затем обозначены различия в понимании персонализации в психологии и педагогике, а также философские основания персонализации. Ключевые слова: персонализация, индивидуализация, персонализированное обучение, личность.

 

Личность педагога. Профессиональные обучающиеся сообщества педагогов

И.В. Воробьева, И.В. Грибан

Особенности проявления эмоционального интеллекта школьными педагогами в условиях цифровизации образования: опыт России и Германии

В статье формулируется проблема, связанная с необходимостью демонстрации эмоций педагогами в дистанционном взаимодействии с обучающимися и рядом ограничений, которые возникают в связи с цифровизацией сферы образования в России и Германии. Конкретизируются дефициты и зоны риска, возникающие в  ситуациях онлайн- и офлайн-взаимодействия педагога и обучающихся, связанные с субъективными факторами – компетентностью педагога, наличием опыта цифровой коммуникации и степенью активности в ней и т. п., а также объективными условиями, затрудняющими выстраивание педагогического общения,  – нормативно-правовыми ограничениями, техническими возможностями и пр. Описываются наиболее распространенные практики и средства выражения эмоций педагогами анализируемых стран, предпринимается попытка интерпретации обнаруженных закономерностей и характеристики их вероятных последствий в контексте эффективности образовательного процесса. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, педагог, педагогическое взаимодействие, образование, цифровизация образования, Россия, Германия.

 

А.П. Чернявская, Ю.А. Иванова, Т.С. Золотова, О.Б. Горбунова

Личностные смыслы и профессионально-ценностные ориентации начинающих и опытных педагогов

Понимание личностных смыслов, присущих представителям той или иной профессии, может помочь предсказать, насколько устойчивым будет профессиональный выбор субъекта. В статье описаны результаты исследования личностных смыслов и карьерных (профессиональных) ценностных ориентаций начинающих и опытных педагогов. Дизайн исследования был представлен и обсуждался на методологическом семинаре консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании». Ключевые слова: личностные смыслы, профессионально-ценностные ориентации, самоопределение, карьерные ценности.

 

И.В. Серафимович, О.В. Тихомирова

Предикторы психологической готовности педагогов к горизонтальному обучению в профессиональных обучающихся сообществах

Статья посвящена проблеме психологической готовности педагогов к  сотрудничеству в  профессиональных обучающихся сообществах, которое позволяет осваивать новые позиции, отвечающие вызовам времени. Например, рассматривать учение как личностно значимую деятельность, становиться ее фасилитаторами и, как следствие, помогать детям достигать новых образовательных результатов. Авторский подход предлагает выделение социально-психологических особенностей личности – предикторов психологической готовности педагогов к такого рода горизонтальному обучению. Ключевые слова: личностный потенциал, профессиональное обучающееся сообщество педагогов, горизонтальное обучение, психологическая готовность.

 

Страницы магистрантов

Н.В. Данилова

От группы учителей к обучающемуся сообществу педагогов

В статье описан опыт перехода от формального объединения школьных учителей к  обучающемуся сообществу. Цель такого сообщества – улучшение образовательных результатов учеников благодаря развитию методов работы учителей через обмен опытом, знаниями, методическими идеями. Благодаря обучающемуся сообществу в школе № 1573 качественно изменился процесс сопровождения чемпионатного движения: педагоги освоили новые цифровые инструменты, для обучающихся и педагогов психологический климат стал более комфортным, снизился отток участников чемпионатов. Ключевые слова: формальные объединения педагогов, обучающиеся сообщества педагогов, сопровождение участников чемпионатов.

 

И.В. Самойлова

Олимпиады школьников в аспекте психологического благополучия ребенка

В статье анализируется, какие возможности олимпиады предоставляют школьнику и какие сложности возникают у него в ходе состязаний. При этом большую роль играет не только интеллектуальная готовность к участию в олимпиаде, но и психологическое благополучие детей. Особенно важна грамотная поддержка значимых взрослых, благодаря которой дети удовлетворяют познавательные потребности, учатся продуктивно относиться к успехам и неудачам и в результате достигают поставленных целей. Ключевые слова: олимпиада школьников, адекватный оптимизм, психологическое благополучие.

 

Я.В. Буткевич

Образовательный анекдот как учебный текст и инструмент развития личностного потенциала педагога

Школьники сегодня имеют неограниченный доступ к  различного рода познавательной и обучающей информации и, как правило, делают выбор в пользу контента с элементами юмора. В конкурентной борьбе за внимание ученика искусное владение инструментами юмора делает личность педагога привлекательной для его аудитории. В этом контексте образовательный анекдот выступает и как одно из направлений апгрейда современного учебного текста, и как возможность укрепления авторитета и развития личностного потенциала учителя. Ключевые слова: образовательный анекдот, учебный текст, юмор в педагогике, личностный потенциал.

 

О.А. Журкина, О.А. Казакова

Развитие мультиграмотности в процессе экономической социализации школьников

Авторы определяют потенциал мультиграмотности для экономической социализации школьников. Феномен мультиграмотности рассматривается как полимодальная личностная характеристика, позволяющая использовать в  процессе познания многообразие способов освоения мира. В данной работе представлена теория применения потенциала мультиграмотности для развития экономической социализации. Ключевые слова: школьное образование, мультиграмотность, экономическая социализация, экономическая грамотность, личностный потенциал.