Журнал № 1 за 2023 год

Журнал № 1 за 2023 год

Журнал № 1 за 2023 год

Теория управления качеством образования

Е.А. Максимова, Г.А. Никитина

Формирование культуры авторства будущих педагогов

В статье рассматривается понятие культуры авторства на примере подготовки будущих педагогов. Приводятся результаты анкетирования студентов и анализ оригинальности исследовательских работ. Выделены основные составляющие изучаемого феномена, условия и способы его развития у будущего учителя. Ключевые слова: культура авторства, наставничество, переосмысление педагогического опыта.

 

Актуальные тенденции образования

Е.С. Романичева

От автора-школьника к автору-писателю

Автор показывает, что в современных социокультурных условиях, когда едва ли основной читательской практикой освоения объемных эпических текстов становится медийное чтение, одним из эффективных путей изучения классического произведения становится путь не вслед за автором, а от  читателя-сотворца к  писателю-творцу. И утверждает: методика обучения литературе в ХХI веке должна быть выстроена от читателя, а не от  текста. Условием изменения классической методики должна стать перестройка педагогического сознания. Ключевые слова: практика чтения, медийное чтение, читатель-школьник, автор.

 

Е.О. Галицких

Условия развития авторской самостоятельности школьников

Статья раскрывает методический опыт, отражающий условия развития авторской самостоятельности старшеклассников. Представляет приёмы создания этих условий в современной школе. Ключевые слова: авторская самостоятельность, условия, текст, вопрос, задания, методический и педагогический опыт.

 

Г.В. Данилова

Роль авторской позиции учителя в повышении мотивации учеников к чтению

В статье рассматриваются особенности творческого подхода учителя к обучению в связке с проблемой чтения учащимися публицистических, учебных, информационных и художественных текстов в рамках освоения образовательной программы старшей школы. Автор рассматривает связь повышения мотивации учащихся к чтению с авторской позицией учителя в работе c текстами разной природы, которая позволяет им совместно находить личностные смыслы в изучении тех или иных текстов. Ключевые слова: педагогическое творчество, междисциплинарный подход, авторская позиция учителя, мотивация.

 

С.Д. Щелокова

Профессиональные ориентиры студентов высшей школы журналистики как зеркало формирования авторской идентичности в школе

В основе статьи – анализ учебных текстов студентов первого курса ВШЖиМК СПбГУ направления «Международная журналистика». В  этих текстах студенты сообщают, какие профессиональные навыки они уже освоили, чему хотят учиться и какие СМИ и журналисты являются для них авторитетными. Анализ работ студентов показывает результаты формирования профессиональной авторской идентичности в школе и дает поводы задуматься, как выстраивать работу со школьниками, чтобы у них формировались более адекватные представления о профессии и культуре авторства. Ключевые слова: профессиональные ориентиры, профессиональная идентичность, журналистское образование.

 

Г.Ф. Гусейнова

Искусственный интеллект и проблема авторства: этические аспекты интернет-дискурса

В статье рассматриваются этические аспекты интернет-дискурса, созданного с использованием технологий искусственного интеллекта, в контексте проблемы авторства. Представлены оригинальные авторские дефиниции понятий: «интернет-дискурс», «искусственный интеллект», «проблема авторства», «этические аспекты». Ключевые слова: искусственный интеллект, интернет-дискурс, этические аспекты, авторство.

 

Исследовательский подход в обучении

В.Е. Пугач

Ступени авторской культуры

Статья посвящена особенностям работы с  литературно одаренными подростками. Выделены ступени культуры авторства, которые проходит начинающий поэт, стремящийся достичь профессионального уровня. Приведены образцы текстов молодых авторов, показана методика диагностики литературной одаренности. Ключевые слова: авторская культура, профессиональный уровень, диагностика одаренности, индивидуальный стиль, анализ поэтического текста.

 

М.В. Груздева

Дети-авторы: особенности литературного творчества дошкольников и младших школьников

В статье рассматриваются особенности и условия успешного развития литературного творчества самых юных авторов – детей дошкольного и младшего школьного возраста. В силу своих природных возрастных особенностей большинство детей демонстрируют речевую одарённость, если для их литературного творчества создаются комфортные психолого-педагогические условия. Ведущей технологией развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников является литературная творческая мастерская. Приведённые в статье примеры образных высказываний, поэтических и прозаических миниатюр, иллюстрирующие несомненную самобытность и яркость детской творческой мысли, наводят на размышления о необходимости более углублённой профессиональной подготовки педагогов, работающих с  современными детьми в дошкольных образовательных организациях и в общеобразовательной школе. Ключевые слова: дошкольники, младшие школьники, литературное творчество, литературная творческая мастерская.

 

Гу Айин

Классификация языковых средств выражения авторской позиции в научном тексте на основе треугольника позиции Джона Дю Буа

В статье представлена классификация языковых средств выражения авторской позиции в научном тексте, созданная на основе треугольника позиции Джона Дю Буа. Она включает в себя три категории: средства выражения отношения к  предмету сообщения, средства позиционирования себя как источника позиции и средства согласования мнения с читателями, и может быть использована при обучении выражению авторской позиции не только на русском, но и на других языках. Ключевые слова: научный текст, авторская позиция, выражение позиции, классификация, треугольник позиции Джона Дю Буа.

 

Т.В. Модестова

Педагог как автор творческих инновационных проектов (по материалам контент-анализа конкурсных заявок)

В статье приводятся результаты сравнительного контент-анализа заявок от педагогических и непедагогических команд на региональный конкурс «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга». Выделяются основания для сравнения текстов заявок, указывающие на их особенности. Актуализируется вопрос авторства педагогического текста в конкурсных заявках. Ключевые слова: педагог, текст заявки на конкурс, сравнительный анализ, глагол, целеполагание, авторство.

 

И.Н. Улезько, Ю.В. Улезько

Герой художественного произведения и личность автора

Статья посвящена аспектам анализа художественного произведения, основанным на выявлении личности автора и художественного замысла через героя. Рассмотрены векторы выявления художественных особенностей образов, созданных в тексте, и личностное отношение автора к предмету и объекту изображения. Ключевые слова: автор, текст, авторская идея, повествование, художественный образ, герой.

 

Технологии, практика, опыт

Я.В. Буткевич

Юмор как форма интеллектуальной активности и элемент самоидентификации автора

В статье рассматривается юмор как разновидность творчества и интеллектуальной деятельности, как важная грань познания и призма восприятия мира, а также как элемент самоидентификации автора. Высказывается предположение, что создание юмористических текстов способствует самостоятельному авторству и формированию самобытного авторского стиля. Ключевые слова: юмор, авторство, интеллект, самоидентификация.

 

В.Н. Лисович

Факторы формирования «Авторского слова» учащихся (на примере дореволюционных петербургских ученических журналов)

В статье представлен краткий обзор основных факторов, влиявших на формирование дореволюционного школьника в качестве автора. Предпринята попытка проанализировать опубликованные учащимися второй половины XIX – начала ХХ веков статьи из школьной периодики с целью ответа на вопрос: при каких условиях формировались авторские тексты учащихся и их авторские позиции в исследуемый период? Ключевые слова: авторский текст, авторская позиция, ученический журнал, детская школьная журналистика, круг чтения учащихся, социокультурные и педагогические факторы, школьная среда.

 

Г.С. Кузьмин, А.М. Гудковский

Опыт конструирования кейса как авторского текста полифункциональной структуры. Методическое сопровождение учителя

В статье рассматриваются проблемы создания авторского текста для заданий кейсовых систем; значимость текстовой уникальности как важнейшего фактора, формирующего читательский интерес; внутренние связи структурных элементов кейсовых заданий. Предлагается обобщённая классификация и выраженная предметная специфика понятия «кейс». Контекст использования кейса как метода исследуется на примере курсов повышения квалификации проекта «Наноград», а также на основе педагогического опыта учителей и административного состава ГБОУ СОШ № 323 Невского района Санкт-Петербурга. В качестве основного аналитического примера используется кейс, прошедший экспертную оценку конкурса «Компас жизни», проводимого факультетом довузовского образования Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ. Авторы предлагают свой метод конструирования кейсовой структуры, указывая на его полифункциональность для педагогической среды. Ключевые слова: авторская уникальность текста, кейс, кейсовый метод, полифункциональная структура, методическое сопровождение, учитель, ситуационная задача.

 

Г.Н. Лола

Мастерская автора: создание времени и пространства для творчества

Авторство рассматривается не только как рациональная позиция, но и как концептуально выстроенная деятельность, целью которой является создание ментального пространственно-временного континуума. Понимание основных принципов дизайнерской практики позволяет ученику сконструировать ситуацию, активирующую творческий процесс. Данный метод был апробирован в работе мастерской «Дизайн книги» в образовательном центре «Сириус». Ключевые слова: автор, дизайн, пространственновременной континуум, импровизация.

 

А.А. Новикова

Развитие авторской самостоятельности в процессе работы над трансмедийным учебным проектом: плюсы и минусы просьюмеризма

В статье рассматриваются преимущества и проблемы, возникшие в  различных сферах профессиональной творческой деятельности в связи с развитием культуры соучастия. С некоторыми из этих проблем может сталкиваться и учитель, поощряющий авторскую самостоятельность учеников и создание ими мультимедийных текстов новой природы на уроках литературы. В статье мы предлагаем алгоритм работы над проектами такого типа, позволяющий ученику эффективно выстроить самостоятельный творческий процесс по мотивам литературного текста. В  качестве примера мы рассматриваем один из разделов просветительского сайта «Цифровая школа Льва Толстого». Ключевые слова: культура соучастия, проектное обучение, трансмедийность, анализ доминант, метафоры, тексты новой природы.

 

В.А. Старкова

Автор рабочей тетради как посредник между темой и учеником

В статье сделана попытка обосновать позицию автора рабочей тетради как посредника между темой и учеником на примере курса биологии в старшей школе. Ключевые слова: рабочая тетрадь, автор, ученик, дидактический материал, биология.

 

К.Д. Прошкина

От текста к мысли: интеллект-карта как инструмент развития авторской самостоятельности ученика

В статье описано использование интеллект-карты как инструмента развития авторской самостоятельности ученика в  образовательном процессе современной школы, а сама интеллект-карта представлена как текст новой природы. Рассмотрены этапы формирования авторской самостоятельности, приведены особенности работы с интеллекткартой на каждом из этапов. Ключевые слова: текст новой природы, интеллекткарта, интертекст, гипертекст, авторская самостоятельность.

 

Управление временем

Б.В. Ковалев

Хорхе Луис Борхес и его время

В статье анализируется подход Х. Л. Борхеса к изучению концепции времени. Выявляются некоторые работы автора, в  которых педалируется тема времени и формируется отношение Борхеса к заявленной проблематике. Особое внимание уделяется суммирующей работе по этой теме – лекции «Время». В ходе исследования формулируется его подход, называемый нами «педагогическим»: на позднем этапе своего творчества Борхес не формулирует собственную теорию, способную объяснить природу времени, но предлагает читателю широкую панораму концепций других писателей, ученых, богословов и философов, оставляя за читателем право на дальнейшие рассуждения и изыскания. Борхес фокусируется на постановке вопроса, а не на готовом ответе – этот принцип и лежит в основе его педагогического подхода не только по отношению к анализу концепции времени, но и по отношению ко многим ключевым проблемам, которые освещает Борхес. Ключевые слов: Хорхе Луис Борхес, концепция времени, Августин Аврелий, Плотин, Фрэнсис Брэдли, лекции Борхеса.

 

Л.В. Московкин, С.В. Власов

Лингвистический детектив: в поисках автора анонимного учебника XVIII века

В статье рассматривается путь, пройденный исследователями авторства анонимного учебника русского языка как иностранного «Грамматика Французская и Русская» (1730). Применение метода комплексного анализа ошибок позволило установить, что составителем этого учебника был немецко-русский билингв. Исследование фактов, связанных с созданием, изданием и распространением учебника, позволило предположить, что его составителем был И.К. Тауберт. Исследование культурологического содержания учебников подтвердило это предположение. Ключевые слова: XVIII век, русский язык как иностранный, учебники, «Грамматика Французская и Русская», атрибуция, И.К. Тауберт.