Журнал № 2 за 2023 год
Школа – территория больших возможностей
А.Н. Юшков, С.Б. Петроченко, Д.В. Елесин
Предпрофессиональные пробы учащихся как механизм профессионального самоопределения
Профессиональная ориентация в контексте профессионального самоопределения школьников – это не только тестирование и консультирование, прежде всего это система предпрофессиональных проб. Предпрофессиональные пробы – это система учебных ситуаций, моделирующих с той или иной степенью подробности профессиональную деятельность (для лицея № 572 Невского района в первую очередь исследовательскую и проектную инженерно-конструкторской и инженерно-технологической направленности). Такая работа реализуется и в рамках учебного процесса, и через образовательные события лицея в сотрудничестве с сетевыми партнерами (Политехнический университет имени Петра Великого, Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова, Академия цифровых технологий, Академия талантов и др.). В ходе предпрофессиональных проб учащиеся получают возможность реально, деятельностно определить, соответствует ли характер данной работы их интересам, понять, подходит ли, привлекателен ли для них такой род занятий, и сделать осознанный выбор относительно дальнейшего профессионального образования. Ключевые слова: деятельностный подход в образовании, предпрофессиональные пробы, самоопределение, сетевое образование.
С.М. Потапенко
Психолого-дидактические основы формирования инженерного мышления и инженерных компетенций с использованием регионального материала
В статье рассматривается вопрос об использовании материалов регионального содержания как основы для формирования инженерного мышления и инженерных компетенций, формирования образовательной среды, интегрированной в окружающую действительность. Изучение нового материала важно проводить на задачах прикладного характера, содержащих проблемные вопросы, близкие для понимания ученика, знакомые по его окружению, привлекающие его жизненный опыт. Раскрывается потенциал образовательного краеведения, предлагаются пути включения краеведческого материала в повышение мотивации к выбору инженерных профессий. Педагоги, включающие в материал уроков информацию о месте проживания своих учеников, сохраняют ценностные идеи русских воспитательнообразовательных традиций. Ключевые слова: региональный компонент, функциональная грамотность, жизненный опыт, краеведение, патриотизм.
И.А. Безрукова, С.Е. Чиркова
Blended learning для развития функциональной грамотности на примере интегрированного курса «Визуализация текста»
Обновленный ФГОС предписывает учителю-предметнику развивать у учеников компетенции в области функциональной грамотности, что требует принципиально новых заданий и форм организации учебной деятельности, урочной и внеурочной. Такие задания развивают метапредметные и межпредметные навыки через развитие предметных компетенций. Ключевые слова: интеграция предметов, визуализация текста, ФГОС, внеурочная деятельность, дистанционное образование, смешанное обучение, функциональная грамотность.
Т.Г. Суворова, С.М. Суярова, О.А. Колесниченко
Социально-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся «Вектор успеха»
В статье описан опыт работы сельской школы по профессиональному самоопределению обучающихся. В школе успешно функционирует социально-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся «Вектор успеха». За время реализации модели отмечается рост количества выпускников, успешно поступивших в вузы и сузы. Ключевые слова: социально-педагогическая модель, учащиеся сельской школы, профессиональное самоопределение.
Н.Р. Яцыно
Реализация конвергентного подхода в интеграции основного и дополнительного образования
В статье рассмотрены проблемы интеграции основного и дополнительного образования в условиях обновленной концепции дополнительного образования. Обоснована необходимость применения конвергентного подхода в образовании. Предложены подходы к разработке концепции интеграции основного и дополнительного образования в современном образовании. Ключевые слова: интеграция, общее и дополнительное образование, конвергентный подход в образовании, профильное образование.
Е.А. Яновщенко, М.С. Супрун
Применение технологии «Форсайт» в профориентационной работе со старшеклассниками
В статье рассматривается технология «форсайт» как эффективный инструмент организации профориентационной работы со старшеклассниками, в рамках которой школьники реализуют социально ценную практику, примеряют профессии на себя и активно взаимодействуют с представителями различных сфер деятельности. Описание самой технологии «форсайт» дополняется представлением опыта ее апробации в профориентационной работе со старшеклассниками одной из школ СанктПетербурга. Ключевые слова: форсайт, профориентационная работа, карта будущего, компетенции.
Школа, открытая обществу
О.Г. Орлова
Лингвокультурный концепт «образование» и его ценностная составляющая
Ценности, транслируемые школой, не отвечают ценностям главных стейкхолдеров образования, в то время как школа должна соответствовать ценностным ожиданиям от образования и их формировать. При помощи концептуального анализа изучены мнения 90 родителей, собранные в анкетах, и 250 фрагментов современных электронных российских СМИ. В ценностный состав «образования» входят «индивидуализация», «высокая квалификация преподавателей», «образовательная среда». Главный ценностный смысл «образования», актуализированный в СМИ, – «образование – это собственно ценность». Ключевые слова: концепт, ценность, образ, оценка, образование.
Е.В. Беляев, Р.Ю. Батищев, О.Л. Вовденко
Пространство интеллекта: идеи и решения современной школы Учитель как гарант качества образования
В статье представлены основные векторы проекта «Пространство интеллекта», реализуемого в средней школе № 61 имени М.И. Неделина города Липецка. Рассматриваются новые возможности в рамках проектного управления выстраивать сетевое взаимодействие школы с другими учебными заведениями, с родительской общественностью, совершенствовать информационную открытость. Анализируются результаты проведённого социологического исследования, в рамках которого учащиеся школы и их родители продемонстрировали консолидированные оценки насчёт внедряемых инноваций, указали на схожие проблемы и выразили общую поддержку заявленным векторам развития. Ключевые слова: современная школа, проектное управление, сетевое взаимодействие, функциональная грамотность, метапредметные навыки, культурно-событийное пространство школы.
Л.П. Булатова
Школа профессионального развития как эффективный механизм внутриорганизационного повышения квалификации педагогов, или девять вопросов корпоративного обучения
Данная статья посвящена вопросам повышения уровня компетентности педагогов. Освещены актуальность непрерывного внутришкольного повышения квалификации и предпосылки для организации корпоративного обучения педагогов с учётом их образовательных потребностей. Описана модель «Школа профессионального развития» и механизм её функционирования. Показаны преимущества непрерывного профессионального развития педагогического коллектива посредством сотрудничества и синергии. Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, обучение, сотрудничество, компетенции, эффективность, индивидуальная траектория, профессиональные сообщества.