Журнал № 1 за 2006 год
Теория и методология управления качеством образования
Панасюк В.П. , Мозгарев Л.В., Савинков Ю.А., Чекунов В.И.,
Теоретические аспекты оценочной деятельности в условиях внедрения системных методов управления качеством образования
В статье сделана попытка обоснования методологических позиций, определяющих применение различных оценочных технологий, средств, процедур в системах управления качеством образования, дается понимание самого качества образования как объекта оценки, выдвигается идея оптимального выбора интенсивности и объема оценочной деятельности в связи с избранной управленческой моделью. Обозначен ряд проблем в области оценки качества школьного образования. Представлено авторское видение параметрической модели оценки качества в образовательном учреждении, дан перечень наполняющих ее критериев, показателей.
Предложенная модель, успешно примененная в ходе мониторинга качества образования в Воронежской области, может быть полезной разработчикам аналогичных моделей из других регионов
Практика эффективного управления
Интервью с Соломиным В.П., Громовой Л.А.,
Диалог с профессионалами: «Эффективное решение проблем подготовки специалистов в области управления качеством управления образованием»
Один из ведущих педагогических вузов страны – Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена – в течение многих лет развивает различные подходы к обеспечению качестваобразования. Большое внимание этому вопросу уделяется факультетом управления университета, где реализуется множество интересных проектов в области управления качеством. Сегодня главный редакторжурнала беседует на эту тему с проректором университета по учебной работе заслуженным работником высшей школы РФ доктором педагогических наук, профессором ВАЛЕРИЕМ ПАВЛОВИЧЕМ СОЛОМИНЫМ и деканом факультета управления доктором философских наук, профессором ЛАРИСОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ ГРОМОВОЙ
Кравцов А.О.,
Развитие муниципальных образовательных систем: опыт гуманитарного проектирования стратегии
Управление качеством образования – это такое управление, которое обеспечивает не только функционирование образовательной системы, но в обязательном порядке ее развитие. Стратегия управления развитием нацеливает на то, чтобы достаточно быстро и гибко, с определенным опережением реагируя на ситуацию во внешней среде, обеспечить успех и процветание образовательной системы в длительной перспективе. Это обусловливает необходимость разработки и реализации стратегической программы развития образования. В данной статье представлены методологические основы, пути анализа и проблематизации стратегического планирования муниципальных образовательных систем. Автором рассматривается модельпроектирования стратегии на примере Программы развития системы образования Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга
Ткачева О.И.,
Применение системы показателей эффективности управления качеством образования – ключ к успеху и развитию школы
Какой руководитель не хочет добиться успеха! Кто из управленцев не мечтает об успешном творческом коллективе, который верит в своего лидера. Пожалуй, это желание любого директора школы.Практика показывает, что всех преуспевающих руководителей, несмотря на специфические особенности их управления, объединяет системное видение ситуации, способность стратегически мыслить, умение добиваться поставленных целей. Иными словами, успех руководителя и его учреждения зависит от умения управлять эффективно, когда лидер учреждения, реализуя свои замыслы и перспективы, тем самым приводит коллектив к успешным результатам. Именно на эти моменты и хотелось бы обратить внимание читателей – как с позициисистемного подхода создать эффективный инструментарий управления успехом и развитием учреждения
Гончарова Е.Ю.
Использование европейского опыта конструирования систем менеджмента качества при создании модели управления муниципальной образовательной системой
Успеху управления качеством образования способствуют конструирование эффективной управленческой модели, наполнение ее реальным содержанием, «запуск» механизмов действия. При построенииподобных моделей важно учитывать концепции, успешно прошедшие проверку на применимость в различных управленческих системах. В данной статье представлен интересный опыт моделирования системы управления образованием города Тулы. Разработанная система основана на использовании метода RADAR, широко применяемого управленческими структурами в организации бизнес деятельности приреализации европейской модели TQM
Семко Е.Р.,
Маркетинг образовательных услуг – стратегия образовательного учреждения
Современное развитие системы образования в условиях реализации новых социальных и экономических отношений, наличие видового многообразия учебных заведений, программ вызвало необходимостьобеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг. Это объясняет чрезвычайную важность и актуальность проблемы образовательного маркетинга.
В предложенной автором статье содержатся некоторые подходы к организации маркетинговой деятельности в образовательном учреждении, рассматриваются основные направления маркетинга образовательных услуг на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов – «Провинциальногоколледжа» города Ярославля
Контроль, мониторинг и оценки качества
Салова И.Г., Калинина М.П.,
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образовательного процесса
Управление качеством образования в школе предполагает эффективную систему отслеживания администрацией учреждения качественных характеристик результативности образовательной деятельности.Это требует разработки оценочно-критериальных комплексов и проведения на их основе педагогического мониторинга. В данной статье приводится опыт проектирования и внедрения мониторинговых технологий в практику образовательного процесса гимназии №92 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В представленных авторами материалах рассмотрены организационно-методические требования к осуществлению мониторинга в школе, предложен оценочный инструментарий, описаны методики и технологии оценки качества урока, деятельности методических объединений учителейпредметников.
Надеемся, что материалы статьи окажутся интересными и полезными руководителям в их практической работе по организации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении
Международный опыт
Трапицын С.Ю.,
Зарубежный опыт оценки качества школьного образования
Возрастающая актуальность проблемы оценки качества образования обусловлена повышением открытости образования, является отражением стремления к созданию единого европейского и мировогообразовательного пространства, появления «мирового рынка образовательных услуг», вхождения России в Болонский процесс, стремления молодых людей получить образование с хорошей перспективой дальнейшего трудоустройства.
В данной статье анализируются различные подходы к оценке качества образования, которые могут стать основой для создания систем мониторинга и оценки национальных и региональных программразвития образования. Делается попытка оценить перспективность их применения как для аттестации учащихся, так и для аттестации образовательных учреждений. Варианты возможных решений рассматриваются исходя из анализа зарубежного опыта. Выявляются тенденции развития систем оценки результатов обучения в различных странах мира, преобладающие подходы в оценочной деятельности на различных уровнях образовательной системы, технологии оценки, подходы к разработке инструментария и многие другие аспекты, которые можноиспользовать в качестве основы для развертывания новых исследований в данной области
Здоровьесберегающие подходы в управлении качеством образования
Анохин А.И., Заслуженный учитель РФ
Организация и функционирование Центра здоровья в общеобразовательном учреждении
В последние годы особую значимость в системе образования приобрела проблема организации в школах Центров здоровья. Актуальность данного вопроса связана с необходимостью обеспечить высокийуровень качества образования школьников, сохранив при этом самое ценное – их здоровье.
В данной статье представлен опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 35 города Владимира по организации Центра здоровья. Вниманию читателей предлагается модель экспериментальной работы гимназии по вопросам сбережения и укрепления здоровья обучаемых
Рыбаков Д.П.,
Опыт внедрения в практику образовательных учреждений новых здоровьесберегающих технологий «Тиса»
Одним из условий обеспечения качества образовательного процесса является создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. Новое качество образования, которое необходимообеспечить современной школе неразрывно связано с формированием здорового молодого поколения.
В данной статье рассматривается уникальная система сохранения, коррекции и развития здоровья человека – тренажерно-информационная система «ТИСА», автором которой является доктор техническихнаук, профессор изобретатель Дмитрий Петрович Рыбаков. Система «ТИСА» с успехом внедрена в практику многих образовательных учреждений различных регионов и зарубежных стран. Надеемся, что нашим читателям будет крайне интересно познакомиться с представленными материалами
Смирнова Т.А., Нестеренко Е.П.
Здоровьесберегающие технологии обучения как резерв повышения качества образования в средней школе
Нынешнее состояние системы образования в России является однимиз факторов риска здоровья учащихся. Всевозрастающий объем учебной информации, домашнего задания, появление новых предметов провоцирует стрессы у школьников. Ежедневный стресс пагубно влияетна физиологические и психические системы растущего организма. Неслучайно одной из приоритетных задач обеспечения качества образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся. Созданиев школах здоровьесохраняющего пространства, поиск эффективных технологий, устраняющих учебные перегрузки и стрессовые ситуации в образовательном процессе, – пути решения проблемы.В данной статье рассматривается опыт изучения состояния здоровья и поиск резервов здоровья учащихся гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга