Журнал № 2 за 2006 год
Теория и методология управления качеством образования
З.Г. Найденова, В.П. Панасюк
Региональная система управления качеством образования как объект анализа и оценки
Результатом реформ последних лет в образовании явилось формирование многовариантной системы образования, в которой значительное место занимают инновационные процессы. Многовариантность и ориентированность на инновационное развитие обусловливают необходимость поиска адекватных механизмов обеспечения качества образования на всех организационных уровнях системы образования. В этой связи являются актуальными анализ и оценка роли, вклада и потенциала региональных систем управления качеством образования в аспектах создания условий для получения высоких качественных социальных и педагогических результатов образовательной деятельности. В данной статье представлены теоретические основы анализа и оценки региональной системы управления качеством образования на примере Ленинградской области
Государственная политика в сфере образования
Ключевые направления реализации приоритетного национального проекта «Образование»: основные мероприятия 2006 года
С инициативой реализации национального проекта в сфере образования, так же, как и в здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищной политике, выступил президент Российской Федерации В.В.Путин. Согласно поручению президента правительство должно обеспечить механизмы, способные «кардинально поднять качество отечественного образования».
Старту национального проекта «Образование» предшествовало широкое обсуждение в научно-педагогическом сообществе как его содержания, так и механизмов реализации. Правительством РФ была сформирована система управления по национальному проекту, включая планирование, контроль и организацию работы на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Понятно, что столь масштабные задачи невозможно решить без согласования действий всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественности.
Сегодня проект «Образование» приобрел действительно национальный характер. Основные направления его реализации, связанные с конкретными «инвестициями в человека», определяют возможности выхода отечественного образования на качественно новый уровень. Начало этому уже положено — 2006 год стал первым годом реализации национального проекта. Приведенные здесь материалы составлены на основании анализа официальных документов
Практика эффективного управления
И.Г. Салова
Премия Правительства Российской Федерации в области качества как новая форма общественно-государственного признания достижений образовательных учреждений
Премия Правительства РФ в области качества была учреждена в апреле 1996 года. С этого момента российские организации получили основание для проведения самооценки в виде модели, отвечающей самым современным мировым представлениям об организациях, работающих в режиме качества.
В конкурсах на премию Правительства РФ участвуют как промышленные предприятия, организации сферы услуг, так и образовательные учреждения. В данной статье приводятся основные критерии отбора лучших организаций, добивающихся результатов в области качества. Рассматривается опыт участия в конкурсе гимназии №92 города Санкт-Петербурга
О.Г. Левина
Российская научная конференция школьников «Открытие» — эффективная форма поддержки развития интеллектуального и исследовательского потенциала учащихся
С 1998 года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации Департамент образования Администрации Ярославской области и Управление образования мэрии г. Ярославля проводят российскую научную конференцию школьников «ОТКРЫТИЕ». Вот уже девять лет в апреле старинный город Ярославль гостеприимно распахивает двери старшеклассникам, приезжающим из различных уголков нашей необъятной Родины.
В этом году в адрес оргкомитета конференции поступило более шестисот научно-исследовательских работ школьников из 37 регионов России. Прошедшая конференция стала ярким событием в жизни юных исследователей и их педагогов
И.А. Ткачев, О.И. Ткачева
Эффективное совещание: организационные моменты, роли руководителя и участников
В условиях управления качеством образования важной формой информирования, организации деятельности управленческой команды, поиска эффективных путей решения возникающих проблем является совещание, которое проводит руководитель учреждения. От того, как спланировано и проведено совещание, во многом будет зависеть уровень выполнения управленческих и педагогических задач. Поэтому для современного руководителя, работающего в режиме управления качеством, очень важным моментом является умение эффективно организовывать и проводить совещания.
Надеемся, что данные материалы окажутся полезными директорам учебных заведений в их практической работе, помогут организовать процесс подготовки и проведения деловых совещаний качественно и эффективно
И.В. Морозова
Программа развития учреждения как современный инструмент управления качеством образования (Из опыта проектирования Программы развития гимназии № 1563 г.Москвы)
Представленная в статье Программа развития гимназии составлена в логике требований, которые предъявляются конкурсными комиссиями к школам — участникам конкурсов в рамках Национального проекта «Образование». Программа посвящена вопросам создания системы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательных учреждениях повышенного уровня.
Ввиду достаточно большого объема Программы, представленные автором материалы будут последовательно рассматриваться в нескольких номерах нашего журнала. Надеемся, что Программа развития гимназии №1563, разработанная коллегами из города Москвы, вызовет практический интерес у наших читателей и окажется полезным инструментом для разработки аналогичных программ
В.В. Багин, Н.А. Лоншакова
Доступность качественного образования как одно из стратегических направлений развития образовательной системы читинской области
Одним из приоритетных направлений модернизации российской обра-зовательной системы является обеспечение доступности качественного образования. Реализация этого направления предполагает решение двуеди-ной задачи. С одной стороны, обеспечение доступности образования, с дру-гой — повышение его качества. В данной статье авторы представляют ана-лиз работы Читинского региона по решению данных вопросов. Интересен опыт коллег из города Читы по проведению регионального конкурса внут-ришкольных систем менеджмента качества среди общеобразовательных школ и образовательных учреждений профессионального образования
Руководителю на заметку
Управленческий алгоритм решения проблем
Контроль, мониторинг и оценки качества
С.Ю. Трапицын
Принципы организации и проведения мониторинга в школе
Новые социально-экономические условия вынуждают руководителей школ переосмысливать нерешенные ранее проблемы с учетом изменившейся ситуации, ставить новые цели и задачи, отказываться от традиционных процедур. Для решения этих задач необходима надежная, объективная и достаточно полная информация о реальном состоянии дел в школе, с тем чтобы учитывать ее при планировании работы, выработке стратегических приоритетов и т.д.
Очевидно, что эти требования не могут быть реализованы без проведения сравнительного анализа систем образования. Для этого руководителям школ сегодня необходимо освоить и внедрить механизмы проведения мониторинговых исследований.
Надеемся, что данная статья поможет руководителям в их практической работе по организации мониторинговой деятельности
Л.В. Мозгарев
Использование результатов предметной олимпиады школьников для оценки качества учебной работы с одаренными детьми
Одним из показателей результативности работы образовательной системы являются достижения школьников в предметной олимпиаде. Здесь вызывают интерес два вопроса. Насколько значим и информативен этот показатель? Как провести оценку результатов олимпиады таким образом, чтобы все сколько-нибудь значимые результаты были учтены?
На эти вопросы Вы получите профессиональные ответы в данной статье, ее содержание основывается на опыте проведения Воронежской областной олимпиады
Международный опыт
Т.Р. Берлина
Европейский уровень качества — для нас не предел: опыт реализации международного проекта
В статье представлен опыт участия школы №4 Василеостровского района Санкт-Петербурга в Международном проекте «Обеспечение качества общего образования. Создание школьных команд. Самооценка образовательных учреждений». Проект осуществляется по инициативе и при непосредственном участии Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, Северо-Западного агентства международных программ, Центров «Efeco» (Финляндия), «Культур-контакт» (Австрия).
Практическая значимость содержания и актуальность темы проекта обусловлена активным поиском эффективных способов обеспечения качества образования, который ведется в настоящее время у нас в стране и за рубежом.
Профильное обучение
П.А. Баранов
Переход к профильному обучению в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: управленческий аспект
Основная идея введения профильного обучения в общеобразовательную школу — реализовать государственную гарантию общедоступности среднего общего образования, равенства всех учащихся в получении качественного образования, адаптированного к их индивидуальным возможностям и потребностям в реализации своих интересов, подготовке к дальнейшему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Переход образовательных учреждений к профильному обучению предполагает разработку эффективных управленческих механизмов, позволяющих обеспечить все необходимые условия для качественной организации этого направления. В данной статье рассмотрены управленческие аспекты организации профильного обучения в учреждениях Санкт-Петербурга
Инструктивно-методические письма: опыт регионов
Письмо комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга «Об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов»
Здоровьесберегающие подходы в управлении качеством образования
Д.П. Рыбаков
Новый подход к гармоничному физическому развитию школьников с помощью тренажерно-информационной системы «ТИСА»
В прошлом номере нашего журнала мы познакомили читателей с материалами профессора Д.П. Рыбакова — разработчика тренажерно-информационной системы «ТИСА», опубликовали модель применения этой системы в образовательных учреждениях.
В данной статье рассматриваются новые подходы к гармоничному физическому развитию школьников с помощью использования в школьной практике оборудования «ТИСА». Многолетние наблюдения и исследования применения системы «ТИСА» подтвердили ее уникальность и эффективность воздействия на здоровье школьников. Надеемся, что наши читатели с интересом познакомятся с содержанием представленных материалов