Журнал № 7 за 2021 год
Качество воспитания
О.Е. Лебедев
Кого воспитывает школа?
Необходимость ответа на поставленный вопрос обусловлена несколькими обстоятельствами. Поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», принятые в 2020 году, касаются понятия «воспитание» и организации воспитательной деятельности в учреждениях образования. Они отражают социальный запрос на реализацию воспитательного потенциала системы образования в условиях перемен, которые происходят в обществе и ведут к изменениям в привычном образе жизни. Факторами перемен в образе жизни выступают не только политические, но и иные события: пандемия, распространение цифровых технологий, признаки существенных изменений климата, трансформации в мире профессий. Ключевые слова: цели воспитания, ценностные ориентиры в воспитании, программа воспитания.
Реализация национального проекта «Образование»
В.Н. Волков
Национальный проект «Образование» и развитие региональных образовательных систем
Изменения, происходящие в образовании, обусловлены противоречиями современного мира и процессами глобализации. Ответ на вызовы, стоящие перед российской системой образования, призван дать национальный проект «Образование». В статье обозначаются эффекты реализации проекта на уровне региональных образовательных систем; представлены управленческие решения и инновационные практики Петербургской школы. Ключевые слова: национальный проект «Образование», инновации в образовании, региональные образовательные системы, Петербургская школа.
Управление персоналом
А.В. Диденко
Инкорпорирование показателей эффективности деятельности педагогических работников СПО в систему внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации
В статье рассмотрены ключевые элементы системы внутреннего мониторинга качества образования в организациях среднего профессионального образования (СПО). Определены и классифицированы факторы, влияющие на удовлетворенность населения качеством образования. На основе анализа нормативно-правовой базы оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации и эффективного контракта предложены направления для включения показателей эффективности деятельности педагогических работников в систему внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации. Ключевые слова: эффективный контракт, мониторинг качества образования, среднее профессиональное образование, показатели эффективности деятельности работников, показатели оценки качества образования.
А.Л. Гехтман, О.И. Ткачева, М.И. Койвунен
Медиаресурс «Педагогический форсайт» как инструмент непрерывного профессионального образования
Мы живём в эпоху информационной турбулентности, что не может не коснуться и профессиональной сферы. Огромное количество публикаций, документов, требований и мнений ежедневно читается руководителями и педагогами образовательных организаций. От этого информационного хаоса теряется вектор развития, понимание общих целей и ценностей педагогического сообщества. Очевидно, что педагогической общественности нужен открытый электронный концептуальный агрегатор, который можно было бы использовать в качестве инструмента неформального профессионального образования. В статье рассматривается подобный инструмент – медиаресурс «Педагогический форсайт». Раскрывается содержание цифрового ресурса, описываются возможности работы пользователей с ним. Ключевые слова: медиаресурс «Педагогический форсайт», электронная система «ИНТЕГРАЛ», форсайтсессия, неформальное профессиональное образование, повышение квалификации.
Организация профильного обучения
Т.С. Гермаш
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в Верхнебуреинском районе Хабаровского края
В статье представлены аналитические материалы по организации работы в области профессиональной ориентации учащихся и профильного обучения в школах, входящих в состав муниципальной образовательной системы. Ключевые слова: профильное обучение, профессиональная ориентация школьников, профессиональное самоопределение учащихся.
Ю.В. Побежимова, Н.В. Николаева, М.Ю. Колесникович
Сетевое партнерство как фактор развития профессионального самоопределения обучающихся 10 – 11-х классов
В статье представлен опыт инновационной практики организации эффективных механизмов управления и оценки качества реализации Программы развития универсальных учебных действий обучающихся среднего общего образования МОАУ «СОШ № 1 имени В.И. Басманова» г. Бузулука Оренбургской области в условиях цифровой трансформации общества. Большой опыт работы педагогов школы и неограниченные возможности цифрового образования позволяют существенно расширить сетевое взаимодействие с потенциальными партнерами всестороннего развития школьников и способствовать их профессиональному самоопределению. Ключевые слова: цифровизация образования, сетевое взаимодействие, универсальные учебные действия, функциональная грамотность, индивидуальный проект, цифровая социализация, гибкие навыки.
И.Ю. Гашкова, И.В. Гладышева, Ю.Ю. Басова
Построение и реализация разноуровневой модели непрерывного инженерно-технологического образования учащихся в общеобразовательной организации
В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности, способной к преобразующей, креативной деятельности. Для того чтобы такая личность была сформирована, необходимо создать отвечающую современным требованиям образовательную инфраструктуру, инновационное пространство, активно внедрять современные образовательные технологии и средства обучения, формировать и развивать систему раннего профессионального самоопределения школьников. В данной статье обобщен опыт МОУ Мурмашинской СОШ № 1 по реализации разноуровневой модели школьного инженерно-технологического образования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ключевые слова: инженерно-технологическое образование, проектная деятельность, раннее профессиональное самоопределение, образовательные технологии, сетевое взаимодействие.
Организация образовательного процесса
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Организация работы с одаренными детьми
А.В. Сальников, К.Н. Макария, Я.А. Ахмадеева
Модель развития математического мышления при организации работы с одаренными детьми
В статье описывается опыт МБОУ «Гимназия № 26» города Набережные Челны Республики Татарстан в построении модели развития математического мышления при организации работы с одаренными детьми. Ключевые слова: одаренный ребенок, математическое мышление.