Журнал № 8 за 2021 год
Актуальные тенденции образования
В.Е. Пугач
Современный учебный текст: версия цифровой платформы
В статье анализируются примеры учебных текстов, связанных со Школьной цифровой платформой (ШЦП). На основе проведенного анализа выводятся требования к современному учебному тексту. Ключевые слова: учебный текст, учебная деятельность, мотивация, модульное обучение, учебная цель, дидактические материалы.
Н.А. Куцевалов, В.Е. Пугач
Учебный текст на междисциплинарном занятии
Учебный текст является одним из основных элементов процесса обучения. В статье рассмотрены отличия в понимании и применении учебных текстов на междисциплинарных занятиях от классических представлений об учебном тексте. Обозначены частые ошибки в использовании учебных текстов новой природы на примере использования таких текстов в междисциплинарном ключе. Ключевые слова: учебный текст, текст новой природы, междисциплинарность, гуманитарные науки.
Е.С. Романичева
Школьный учебник как «материал» рефлексивного исследования
В статье показано, как и почему должны меняться функции школьного учебника, каким должен быть учебный текст. Среди связанных с учебной книгой методических решений обозначены те, от которых следует отказаться или пересмотреть, и те, которые необходимо развить. Назван круг проблем, которые должны быть решены при разработке учебников, «переходных» от бумажных к электронным. Ключевые слова: школьный учебник, функции учебника, учебные тексты.
Исследовательский подход в обучении
А.А. Азбель, Л.С. Илюшин, П.А. Морозова
«Текст должен порождать текст»: исследования в области проблем обратной связи
Эта статья посвящена обзору исследований и моделей обратной связи в образовании, которые активно обсуждаются в глобальном педагогическом сообществе. Качество обратной связи дает возможность оценить качество работы учителя, который должен заботиться об успехе и продвижении ученика к своей учебной цели. Смещение акцентов в работе учителя с монологического на диалоговый, эвристический формат обучения порождает вопрос о новых способах оценки качества урока и организации работы школы в целом. В статье приведены варианты решения проблемы развития грамотности в области обратной связи среди учеников и учителей. Ключевые слова: обратная связь в школе, продуктивные задания, грамотность в области обратной связи, видимое обучение, оценка качества работы педагога.
Г.В. Данилова
Учебный текст как средство осмысления подростками социальных практик
В статье рассматривается проблема все более очевидного несоответствия роли текстов школьных учебников и пособий пришедшим изменениям в образовательной парадигме нового времени. С точки зрения возможностей влияния учебных текстов на формирование представлений о социуме и на включение школьников в социальные практики подача содержания в текстовом виде сегодняшних учебников и пособий устарела. Пришло время рассмотреть вопрос о том, как может меняться текст учебников в зависимости от новых задач образования и какие возможности для развития социальных навыков детей может приобретать этот «новый» текст. Ключевые слова: учебный текст, социальные практики, грамотность, социализация.
Т.Г. Галактионова, О.А. Казакова
Учебный текст как ресурс и результат в логике идей мультиграмотности
Авторы статьи предлагают трактовку учебного текста как образовательного ресурса и результата. В статье описываются виды текста с учетом их семиотического многообразия. Текст как результат исследуется на примере читательских откликов стажеров программы «Литературное творчество» (ОЦ «Сириус», март 2021 года). В качестве текста-ресурса используются материалы «Альманаха литературного творчества», созданного в рамках этой программы. Последовательность движения «от текста – к тексту» рассматривается сквозь призму идей мультиграмотности. Ключевые слова: учебный текст, семиотическое многообразие, мультиграмотность, читательская рефлексия.
А.А. Азбель, Фань Чу-Шу
Ценностные тексты в пространстве современной китайской и российской школы
В статье изложен замысел сравнительного исследования ценностных текстов в пространстве школ Китая и России, а также приведены первые результаты анализа корпуса ценностных текстов, обнаруженных в школах двух стран.
Ключевые слова: ценностные тексты, пространство школы, воспитание.
Технологии, практика, опыт
К.Д. Прошкина
Интеллект-карта как инструмент работы с учебным текстом
В статье интеллект-карта рассматривается как эффективный инструмент работы с текстом в образовательном процессе. Исследование метода сопоставлено с изменениями природы текста, а сама интеллект-карта представлена как текст новой природы. Кроме того, приведен положительный опыт использования интеллект-карт в учебном процессе: в качестве эффективного средства восприятия, анализа и творческой переработки текста. Ключевые слова: интеллект-карта, текст новой природы, учебный текст, метатекст, гипертекст.
А.И. Криволапова
Цифровой сторителлинг как инструмент для проектирования цифровых образовательных курсов
В статье описывается опыт модернизации цифровых образовательных курсов на платформе «Цифровой Наноград» с применением цифрового сторителлинга. Приведены основные принципы цифрового сторителлинга и дан краткий исторический обзор. Сделаны выводы о влиянии технологии на восприятие пользователем образовательного курса на основе опроса учащихся. Ключевые слова: цифровой сторителлинг, сторителлинг, цифровой образовательный курс.
Управление временем: 5 лет программе «Литературное творчество» ОЦ «Сириус»
Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова, Е.С. Исаева
Игры в бисер, или Практика проектирования программ для литературно одаренных школьников
Литературное творчество представлено в статье как полифонический, многоаспектный вид творческой деятельности учеников. Роль литературного творчества школьников рассматривается в контексте целевых ориентиров современного образования. Описан и проанализирован успешный опыт развития и поддержки литературного творчества школьников. Ключевые слова: литературное творчество, «Игра в бисер», авторский текст.
В.Н. Полякова, Д.А. Берестнева
В кругу единомышленников: работа с сообществом выпускников программы «Литературное творчество» ОЦ «Сириус»
Программа «Литературное творчество» открылась в 2016 году и работает в образовательном центре «Сириус» уже пять лет. За это время вокруг программы выросло сообщество выпускников, преподавателей и специалистов в области литературы и русского языка. В этой статье автор систематизирует способы взаимодействия с сообществом литераторов. Ключевые слова: образовательный центр «Сириус», сообщество литераторов «Сириуса», программа «Литературное творчество», система стажировок.
Е.Д. Тенютина
От литературного чтения к литературному творчеству (опыт реализации модуля «Авторский текст» тематической смены «Драматургия» в ОЦ «Сириус»)
В статье рассмотрено значение педагогического опыта, накопленного авторами-разработчиками программ направления «Литературное творчество» ОЦ «Сириус», для учителей-словесников и педагогов дополнительного образования. Представлен опыт разработки и реализации модуля «Авторский текст» тематической июньской смены «Драматургия», адресованной учащимся 6 – 8-х классов. Ключевые слова: литературно одаренные дети, повышение качества литературного образования, индивидуальное сопровождение литературного творчества.
В.Е. Пугач, Р.В. Раппопорт
Поэтическое творчество школьников. Образовательный центр «Сириус»
В статье рассматривается опыт работы в литературном объединении при ОЦ «Сириус» с пишущими стихи школьниками, анализируются поэтические тексты. Подчеркивается установка на развитие эстетических ориентаций у одаренных подростков, выведение наиболее одаренных из них на профессиональный уровень. Ключевые слова: литературная одаренность, профессионализация, эстетическая категория, литературоведческий анализ, критический подход.