Журнал № 1 за 2022 год
Теоретические аспекты управления качеством образования
Е.И. Казакова, А.А. Азбель
Личный познавательный опыт ученика и учителя в контексте управления качеством образования (в продолжение дискуссии о педагогике текста)
Проблема качества образования зачастую рассматривается через категорию развития навыков ХХI века. В структуру навыков, актуальных для современности, наряду с критическим, креативным, системным мышлением, умением решать проблемы, работать в команде, познавать мир путем исследования и проектирования, входит способность к пониманию себя и других, в том числе через чтение и создание текстов, таким образом, педагогика текста превращается в значимый фактор развития нового качества. Это исследование отвечает на вопрос о том, в какой степени этот навык востребован нашими учащимися и сформирован у наших учителей. Ключевые слова: текст новой природы, самоорганизация, самообразование, качество образования.
Актуальные тенденции образования
В.С. Браташ, Е.С. Кудряшов
Современный учебный текст: возможности текстов новой природы
Статья посвящена описанию особенностей текстов новой природы и их влиянию на изменение текстовой культуры. Представлено обоснование актуальности интеграции текстов новой природы в образовательный процесс. Отдельно рассмотрен жанр комикса и примеры его использования в качестве продукта учебной деятельности. Ключевые слова: тексты новой природы, учебный текст, комиксы.
А.П. Турчин, Д.П. Нестеренко
Каким быть контенту сегодня для успеха завтра?
В статье рассмотрены вопросы создания современного контента, отражающего идеи персонализированного образования. Описываются требования к формату и содержанию контента цифровых образовательных платформ на примере проекта СберКласс. Ключевые слова: контент, персонализированное образование, большие идеи, обогащенный контент, мягкие навыки, новые грамотности, цифровая платформа, учебный модуль.
И.А. Писаренко
Отношение родителей к современным школьным учебникам
В статье приведён обзор научных исследований и социологических опросов, посвященных удовлетворённости современных родителей качеством школьных учебников. Анализируются причины недовольства родительской общественности, приводится перечень основных недостатков учебных пособий (в представлениях родителей), описывается социальный контекст, на фоне которого растут родительские протесты. Отношение родителей к школьным учебникам рассматривается через призму изменения роли родителей и как участников образовательного процесса, и как потенциальных авторов новых учебных пособий. Затрагиваются аспекты отношения родителей к электронным учебникам и цифровизации в образовании. Ключевые слова: родители, учебники, цифровизация, электронные учебники, качество образования.
Исследовательский подход в обучении
Т.Г. Галактионова, Кахраман Гокмен
К вопросу о принципах отбора учебных текстов для развития критического мышления
В статье на основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов предложено обоснование принципов отбора учебных текстов для развития критического мышления. Авторы используют широкое толкование понятия «учебный текст», рассматривая его как совокупность материалов, включенных в образовательный процесс с конкретной педагогической целью. В качестве примера неформального учебного текста приводится роман Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Ключевые слова: критическое мышление, учебный текст, критерии отбора.
А.А. Азбель, Л.С. Илюшин, Н.Н. Смирных
Тексты мотивационных писем подростков: от самопрезентации к пониманию себя
Для исследования мотивационных писем подростков мы отобрали 120 писем, которые были написаны для участия в программах по развитию одаренности. Мы изучали, насколько подростки способны позиционировать себя и свои сильные стороны в условиях конкурентного отбора. Мотивационные письма – это не только инструмент отбора на образовательные программы по развитию одаренности, но и хорошая технология развития навыков самопрезентации, а также способ помочь подросткам найти путь к пониманию себя. Ключевые слова: мотивационные письма, самопрезентация подростков, решение проблем, самоопределение, профориентация.
Технологии, практика, опыт
Л.С. Илюшин, А.А. Азбель
Конструирование проектных и исследовательских заданий с использованием материалов школьного энциклопедического словаря русского языка
В статье предложено теоретическое обоснование, методический инструментарий и конкретные примеры учебных заданий исследовательского и проектного характера, созданных с использованием текста Школьного энциклопедического словаря русского языка. Предложенный подход к конструированию учебных заданий и сами задания прошли успешную апробацию на образовательных сменах «Литературное творчество» и «Литературный разворот», проходивших с участием авторов в ОЦ «Сириус» (Фонд «Талант и Успех» и «Интеллект» (Ленинградская область) соответственно). Ключевые слова: учебное задание, образовательная мотивация, исследовательские и проектные задания.
А.И. Данилова
Учебные возможности сторителлинга: история, открывающая мир
В статье рассматриваются возможности сторителлинга (в том числе цифрового) в образовании. Применение сторителлинга осмысляется в двух аспектах: как метода популяризации образования и приобщения к чтению, активно применяемого в современных просветительских проектах, и как технологии работы учащихся с текстом, позволяющей осмыслить новый материал, «присвоить» то или иное знание. В исследовании рассмотрены некоторые образовательные эффекты, возникающие благодаря использованию сторителлинга или его элементов в образовательных и просветительских проектах. Ключевые слова: педагогический сторителлинг, популяризация образования, сторителлинг, приобщение к чтению, популяризация науки.
Е.А. Асонова, С.Ю. Жукова, М.М. Орловская, М.С. Дремов, К.А. Дудий, Е.А. Королева
Мемы, хайп… с учебными целями
Статья посвящена описанию опыта составления заданий для Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами», основанных на анализе и переработке речевых практик, бытующих в социальных сетях. Приводятся примеры заданий, дан анализ речевых явлений и приемов, на распознание которых нацелено задание, сформулированы выводы о значимости полученного опыта для развития школьного курса русского языка. Ключевые слова: задания для олимпиады, русский язык, речевые практики.
Управление временем: 5 лет программе «Литературное творчество» ОЦ «Сириус»
Т.Г. Кучина
Литературный семинар в образовательной практике «Сириуса» (направление «литературное творчество»)
В статье рассматриваются принципы и формы работы литературного семинара в учебных сменах направления «литературное творчество» в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи). Подробно охарактеризованы типы заданий, выполняемых стажерами на занятиях, приемы организации коллективной и индивидуальной работы, способы контроля самостоятельной работы. Ключевые слова: Сириус, семинар, эссе, авторский текст, концепт.