Журнал № 6 за 2022 год
Л.А. Зорькина
Предисловие от ректора Калининградского областного института развития образования
Практика эффективного управления
Н.Б. Милявская, О.А. Блохина, В.В. Филиппова
Реализация концепции менторского сопровождения в рамках проекта «Балтийский клуб менторов»
В статье излагаются основные принципы и механизмы организации деятельности по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в области института наставничества. Характеризуются предпосылки и условия создания Министерством образования Калининградской области совместно с Калининградским областным институтом развития образования «Балтийского клуба менторов». Описывается ход реализации проекта наставничества, оцениваются полученные результаты и намечаются его дальнейшие перспективы развития. Ключевые слова: наставничество, ментор, менти, управленческие кадры.
В.Н. Белякова
Сетевой проект по социализации, профессиональному ориентированию и самоопределению обучающихся «ПОКОЛЕНИЕ Z» гимназии № 32 города Калининграда
В статье описан опыт работы со школьниками на базе Ресурсного центра ранней профессиональной ориентации, созданного по инициативе Министерства образования Калининградской области на основе сетевого сотрудничества с образовательными организациями дополнительного образования. Ключевые слова: профессиональная ориентация, самопознание и самоопределение, сетевое сотрудничество.
Н.Л. Лысенко, Е.Н. Макарова
Совершенствование управленческой модели инновационной деятельности гимназии как фактор повышения качества в условиях реализации национальных проектов «Образование»
На протяжении многих лет гимназия развивается на основе разработанных управленческих проектов, представленных на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Приводятся примеры наиболее удачных современных инновационных проектов, получивших достойную оценку на региональном уровне и позволивших достигать качественных результатов в решении задач национальных проектов «Образование». Ключевые слова: проектно-исследовательские группы (ПИГ), инновационное поведение педагогов, муниципальное учебно-методическое объединение (УМО), современные (гибкие) компетенции.
М.А. Голивец
Медиахолдинг гимназии № 32: внедрение и реализация вариативной модели внеурочной занятости обучающихся на основе сетевого взаимодействия
В данной статье представлена модель организации дополнительного образования в гимназии № 32 города Калининграда – медиахолдинга гимназии на основе сетевого взаимодействия гимназии с организациями дополнительного образования и другими организациями образования Калининградской области. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, дополнительное образование, образовательные технологии, медиахолдинг.
Е.В. Иванова, В.А. Чазов, Н.В. Самсонова
Компетенция урегулирования споров между участниками образовательных отношений
Качество образования реализуется посредством совокупности педагогических условий, среди которых важнейшим выступает условие обеспечения безопасности образовательной среды. Споры и конфликты между педагогами и родителями, учителями и учащимися становятся объектами управленческой деятельности руководителя образовательной организации и профессионального стандарта педагога. В соответствии с современным законодательством в образовании защита прав на образование обучающихся и родителей производится в рамках деятельности комиссии по урегулированию споров, согласительной комиссии Управляющего совета школы и службы медиации. Управленческая компетентность директора школы конкретизируется технологиями урегулирования школьных конфликтов средствами данных институциональных структур во внутришкольном менеджменте. Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, школьные конфликты, служба медиации, урегулирование споров между участниками образовательных отношений, защита прав на образование.
Инновационные технологии в обучении
Т.П. Мишуровская
Педагогические распределенные классы как экосистемный проект региона
В статье описан опыт создания распределенных педагогических классов с целью формирования кадрового потенциала региональной системы образования, их включенность в образовательную экосистему региона, реализация регионального проекта «Звезда будущего». Ключевые слова: образовательная экосистема, распределенные педагогические классы, региональный проект «Звезда будущего».
Е.В. Васильева, Е.Б. Некрасова
Развитие функциональной грамотности дошкольников в рамках преемственности детский сад – школа
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, эта проблема стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования, существенны. Инновационные процессы выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм и методов обеспечения качества образования, жизнедеятельности развивающегося дошкольного и начального школьного образовательного учреждения. Ключевые слова: непрерывность и преемственность уровней образования, готовность детей к школьному обучению, направления развития дошкольников и младших школьников.
В.Н. Белякова, И.И. Гончарова
Самопознание и самоопределение в профориентации обучающихся инженерных классов гимназии
В статье представлена система профориентационной работы с обучающимися Ресурсного центра ранней профессиональной ориентации на базе гимназии № 32, созданного по инициативе МО Калининградской области на основе сетевого сотрудничества с БФУ имени И. Канта. Акцент сделан на организации самопознания и самоопределения школьников инженерно-технологических классов через использование современных возможностей сетевого взаимодействия. Ключевые слова: профессиональная ориентация, самопознание и самоопределение, инженерно-технологический профиль обучения, сетевое сотрудничество.
Н.Ю. Шеленкова
Организационные и научно-методические основы воспитания здорового образа жизни в условиях общеобразовательной организации
В данной статье представлен опыт организации воспитательной работы гимназии в направлении формирования навыков здорового образа жизни. Также представлены формы организации научнометодической работы педагогического коллектива по повышению компетенций педагогов в области организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность. Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, здоровьесбережение, сетевые проекты.
Д.П. Филиппенко, С.И. Кумичева
Современное экологическое образование в Калининградской области: вызовы и перспективы
В статье рассматривается деятельность регионального ресурсного центра по естественнонаучному и туристско-краеведческому образованию в Калининградской области; приводится обзор образовательных и проектных практик в регионе. Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, естественнонаучное образование, проектная и исследовательская деятельность.
Управление персоналом
Т.М. Дмитриева
Развитие педагогического коллектива – основа качества дополнительного образования детей на примере МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» города Калининграда
В статье освещаются вопросы развития педагогического коллектива как основы качества дополнительного образования детей, рассмотрена зависимость уровня развития коллектива и качества образования на примере муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра (МАУДО ДЮЦ) «На Комсомольской» города Калининграда. Ключевые слова: дополнительное образование детей, качество, оценка, развитие коллектива, управление.
Цифровая школа
Е.Л. Матова, Н.А. Киреева, А.А. Петров
Спортивный кластер в Калининградской области: цифровая дидактика будущего (15-летие деятельности ГБПОУ Калининградской области «Училище (техникум) олимпийского резерва»)
В статье рассматриваются современные проблемы подготовки педагога по физической культуре в условиях цифровизации. Выявлены принципиально новые учебные и воспитательные задачи, которые ставит перед спортивным образованием цифровая дидактика. Авторы делают акцент на формировании спортивного кластера в Калининградской области. Ключевые слова: спортивный кластер, цифровизация, дидактика, педагог физической культуры.