Журнал № 6 за 2023 год
Теория управления качеством
Казакова Е. И.
Педагогика успеха «Мастерских роста»
Статья написана в жанре рассуждения-размышления. Обозначая ключевые идеи педагогики успеха, автор показывает их концептуальную связь с ценностными ориентирами проекта «Мастерские роста». Текст призван вдохновлять и поддерживать смелые педагогические начинания в развитии личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Ключевые слова: педагогика успеха, мастерские роста, мастерство, личностный потенциал.
Галактионова Т. Г.
Культура чтения – цель или средство в развитии личностного потенциала?
В статье рассмотрены теоретические основания и практические результаты инновационной педагогической деятельности, позволяющие позиционировать культуру чтения как цель и средство в развитии личностного потенциала. Обоснована самоценность целевого и инструментального ракурсов в характеристике культуры чтения. Предложено педагогическое решение, объединяющее эти аспекты посредством технологии «Мастер-полка». Проанализированы материалы экспертных суждений участников проекта «Мастерские роста» относительно эффективности этого решения в условиях внеурочной деятельности школы. Описаны возможные способы повышения привлекательности читательской деятельности для педагогов и школьников. Ключевые слова: культура чтения, развитие личностного потенциала, технология «Мастер-полка», проект «Мастерские роста», цели педагогической деятельности, средства педагогической деятельности, внеурочная деятельность.
Азбель А. А.
Культура мастерства – ресурс развития личностного потенциала
В статье раскрывается логика включения понятия «мастерства» в контекст программы по развитию личностного потенциала (РЛП) среди детей школьного возраста. В заключении говорится о том, как проявлять культуру мастерства, чтобы она оказывала эффект на развитие личностного потенциала и учителя, и его ученика. Ключевые слова: мастерские роста, программа РЛП, личностный потенциал, задачно-деятельностный подход, культура мастерства.
Актуальные тенденции
Казакова Е. И., Буткевич Я. В., Ванина М. А.
Голос ученика. Творческая игра как способ подведения итогов
В статье рассматривается использование актуальных игровых форматов в современном образовательном и воспитательном процессе на примере творческой игры «Читательский квест. Марафон личностного потенциала “Сокровища мастер-полки”», где приняли участие школьные команды проекта по развитию личностного потенциала «Мастерские роста». Квест был призван стать одним из итоговых событий проекта, объединяющим две его ключевых составляющих – работу учеников и педагогов в «Мастерских роста» и технологию приобщения школьников к чтению для опосредованного развития их личностного потенциала «Мастерполка». Авторы подчеркивают значимость этой игровой технологии в качестве инструмента мотивации участников и подведения итогов годового цикла проекта, а также способа рефлексии образовательного опыта для учеников. Ключевые слова: геймификация, творческая игра, рефлексия образовательного опыта, развитие личностного потенциала.
Обухова М. Ю., Цимбалова Е. Ю.
Формирование личности будущего педагога посредством включения учащихся педагогического класса в проект «Мастерские роста»
В статье предпринимается попытка осмыслить необходимость формирования личности будущего педагога. Авторы анализируют проект «Мастерские роста» как среду становления и совершенствования аксиологической сферы будущего педагога, соответствующей современным мировоззренческим, социальным, экономическим, технологическим и иным прогрессивным цивилизационным тенденциям. Ключевые слова: мастерские роста, педагогический класс, инструментарий, наставничество, профпробы, личностный потенциал будущего учителя.
Вырвич Е. Н.
Совместное чтение как увлекательное личностно-развивающее общение
В статье описан опыт работы дошкольного учреждения по применению технологии осознанного чтения в процессе знакомства с детской художественной литературой, раскрывается значимость совместного чтения для социально-эмоционального развития дошкольников. Описано содержание Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала, даны рекомендации по использованию методических материалов хрестоматии в работе с детьми пяти-семи лет. Отмечено, что материалы хрестоматии могут помочь педагогам и родителям повысить интерес детей к книге и к чтению. Ключевые слова: совместное осознанное чтение, социально-эмоциональное и личностное развитие, хрестоматия, методическая разработка.
Карпова Л. Ю., Чуприкова С. А.
Школьные сообщества как средство создания условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их родителей
В статье описывается опыт организации в гимназии сетевого взаимодействия педагогов, родителей и учащихся с помощью организованных в образовательной организации сообществ. Показаны те положительные эффекты, которые можно достичь при выстроенной в образовательном учреждении системе взаимодействия. Сообщества педагогов, учащихся и родителей способствуют успешной социализации учащихся, развитию их личностного потенциала. Ключевые слова: школьные сообщества, эффективная система взаимодействия, социализация учащихся, сотрудничество, развитие личностного потенциала, социализация.
Исследовательский подход
Азбель А. А., Галактионова Т. Г., Пекун М. Е.
Умение отказываться: анализ опыта включения практик «Мастерских роста» в уклад школьной жизни
Непрерывный инновационный процесс – это условие существования живых систем, в частности таких, как школа. Цель статьи – представить результаты исследования внедрения практик пилотного проекта по развитию личностного потенциала «Мастерские роста». В течение года у школ была возможность интегрировать в свою работу 25 практик, способствующих развитию личностного потенциала. В результате анализа выявлены самые популярные и наименее популярные практики, которые потребуют дальнейшего методического усиления и популяризации. Ключевые слова: мастерские роста, программа развития личностного потенциала, личностный потенциал, задачно-деятельностный подход, умение отказываться.
Бозина И. Г.
Создание профессиональных обучающихся сообществ педагогов в школе: от идеи до реализации
В статье описывается опыт и подходы к созданию и продвижению профессиональных обучающихся сообществ в образовательной организации. Статья основывается на опыте работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20» города Междуреченска Кемеровской области – Кузбасса. Ключевые слова: профессиональные обучающиеся сообщества педагогов, эффективность управления, профессиональные умения педагогов, результаты обучения, благополучие.
Технологии, практика, опыт
Копысова А. И., Галицких Е. О.
Мастер-полка как средство развития счастливого читателя
Статья раскрывает рефлексию педагогов о результатах включения в педагогический процесс проекта «Мастерские роста» и осмысление опыта реализации Мастер-полки в читательской деятельности педагогов и учащихся школы. Ключевые слова: Мастер-полка, читательская деятельность, факторы роста.
Пономарева-Рунова О. Н.
Мастер-полка как средство оценки эффективности реализации проекта «Мастерские роста» в школе
Целью данной статьи является определение эффективности технологии «Мастер-полка» как способа фиксирования, накопления и оценивания результатов деятельности обучающихся – участников инновационного образовательного проекта по развитию личностного потенциала «Мастерские роста». В качестве методов исследования использованы анализ содержания библиотечных формуляров и анкетирование учащихся и педагогов – участников проекта. Обоснована эффективность технологии «Мастер-полка» как способа представления достижений участников проекта. Ключевые слова: мастерские роста, мастер-полка, оценка эффективности, реализация проекта.
Метелёва Т. Ю., Слуцкер Т. М.
Мастерская «Печа-Куча» как способ формирования мотивации к чтению младших школьников для обретения опыта оптимизма
В данной статье представлен опыт по формированию у учащихся начальной школы (возраст 9 – 10 лет) устойчивой мотивации к чтению, подкреплённый оптимистическим настроем на успех. Обращается внимание на важность мотивационных процессов в ходе деятельности, а также влияние мотивации на результативность. Рассматриваются аспекты внутренней и внешней мотивации и пути её формирования. Ключевые слова: чтение, мотивация, оптимизм, формирование, обсуждение, творчество, успех.
Быкова О. В., Молодцова К. А.
Развитие способности делать выбор через создание коллективно-творческого продукта (на примере работы мастерской «Мир в объективе»)
В статье рассматривается практика работы в мастерской «Мир в объективе». Представленная программа направлена на развитие у подростков способности делать выбор и принимать решения в условиях коллективного творчества, освоение опыта командной работы, способности взаимодействовать в коллективе. Авторы доказывают, что создание коллективно-творческого продукта помогает развивать навыки анализа информации, оценки альтернатив, способности к выбору оптимального решения. Ключевые слова: выбор, личностный потенциал, коллективно-творческий продукт, творческая индивидуальность.
Демина М. А., Травникова А. А., Ванина М. А..
Взаимодействие и сотрудничество разных возрастных групп в мастерской сайтостроителей
В статье представляется опыт работы в мастерской сайтостроителей в двух разных школах из разных регионов – средняя школа № 21 имени Э. П. Шаффе Санкт-Петербурга и гимназия № 3 города Мурманска. Статья фокусируется на взаимодействии разных возрастных групп учащихся и обмене опытом, а также осуществлении помощи от ученика к ученику. В ней рассматриваются методы и задачи, способствующие развитию навыков коммуникации, кооперации и лидерства. Исследование показывает успешность организации работы в команде и подчеркивает важность создания образовательных сред, где учащиеся разных возрастных групп могут эффективно взаимодействовать. Результаты исследования могут быть полезными для разработки аналогичных программ в других школах и гимназиях. Ключевые слова: мастерская сайтостроителей, взаимодействие разных возрастных групп, коммуникация, кооперация, лидерство, образовательные среды, опыт работы, региональный контекст.
Саввина С. О., Чувахина С. А.
Развитие навыков командной работы в мастерской «Класс для нас»
Статья посвящена описанию опыта реализации программы мастерской «Класс для нас». Авторы сосредоточились на одном из ключевых образовательных результатов программы – развитии навыков командной работы у учащихся начальных классов. Работа в команде представлена как одна из интересных, полезных и продуктивных форм организации школьной жизни. Последовательно изложены результаты включенного наблюдения, позволившего зафиксировать динамику навыков командной работы, опыт преодоления трудностей в общении среди детей в школьном коллективе. Описаны конкретные примеры организации работы класса, направленной на создание ситуаций совместной деятельности, взаимной поддержки. Ключевые слова: командная работа, ученики начальных классов, сотрудничество, коллектив, дружба, мастерская «Класс для нас».
Ведерникова О. В., Царегородцева В. С., Шельпякова Н. Н.
Развитие эмоционального интеллекта учеников начальных классов через работу в мастерской «Класс для нас»
Цель данной статьи заключается в описании и анализе работы по развитию эмоционального интеллекта учеников начальной школы с помощью мастерской «Класс для нас». Мастерская предлагает ряд проектов и практик, направленных на осознание, распознавание и управление эмоциями, а также развитие эмпатии и навыков отношений. В данной статье будут рассмотрены основные этапы работы, приведены результаты и наблюдения. Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта в начальной школе, проект «Мастерские роста», мастерская «Класс для нас», внеурочная деятельность.
Королева Н. М.
Использование технологии мастерской «Класс для нас» для повышения уровня информированности родителей об эмоциональном интеллекте
В данной статье рассматривается практика использования одной из технологий мастерской «Класс для нас» – кубиков настроения – с целью повышения уровня информированности родителей об эмоциональном интеллекте. Также анализируются результаты опроса родителей 4 «А» класса, прошедшего данный опыт. Представленные выводы и рекомендации могут быть полезными для классных руководителей начальной и средней школ, родителей учащихся и администрации образовательных организаций. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, родительское собрание, мастерская «Класс для нас», кубик настроения.
Бочкарева Т. В., Кудрявцева Н. В.
«Мировое кафе» – новый формат развития личностного потенциала старшеклассников-тьюторов
В статье описаны результаты анализа опыта реализации программы мастерской «Мировое кафе» в средней школе № 1 «Полифорум» города Серов. Авторы представляют возможности адаптации практики тьюторского сопровождения с учетом потребности в поиске новых решений развития интереса старшеклассников к педагогической деятельности. Представленный опыт будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, советникам по воспитанию, педагогам-организаторам, пионерским вожатым, учителям, руководителям дополнительного образования, классным руководителям и воспитателям ДОУ. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, старшеклассники, тьюторы, тьюторское сопровождение, технология «Мировое кафе».
Сонникова Е. Ю.
Истории роста учащихся в мастерской психолога
В статье анализируются факторы успеха участников мастерской психолога в Центре образования и творчества «Петровский Дворец». Неизвестность, неопределенность, постоянный выход из зоны комфорта – преграды, которые были на пути. Новый опыт, самопознание, самоопределение, вера в себя – источники личностного роста в историях ребят. «Мастерская психолога» может быть рекомендована как программа внеурочной деятельности для учеников в классах гуманитарного или психолого-педагогического профиля. Ключевые слова: личностный потенциал, мастерские роста, профильная подготовка, психолого-педагогические классы.
Приблуда Е. И., Конищева О. С.
Какие мотиваторы мышления роста помогают создавать личностноразвивающую образовательную среду? (По материалам проекта «Мастерские роста»)
В статье приводятся результаты педагогического наблюдения в результате реализации одного из проектных заданий мастерской психолога – создания мотиваторов как инструмента преобразования пространства школы при создании личностноразвивающей образовательной среды (ЛРОС). На примере работы мастерской психологов актуализируется роль психологической службы в школе как создателей практик формирования ценностной структуры личности и умения человека мечтать. Ключевые слова: мастерские роста, мотиваторы, роль мечты в образовании, ценностные тексты в пространстве школы.
Журавлева Л. Д., Кожевникова Е. Н.
Какие парадоксальные результаты можно получить в мастерской экологов «5R»?
В статье представлены результаты педагогического наблюдения за развитием навыков детей в результате работы мастерской экологов. Ученики (2-х, 3-х, 7-х классов) внедряли в жизнь школы принципы, способствующие развитию бережливого отношения к окружающей среде. Осмысленная и целенаправленная деятельность детей в отношении управления ресурсами породила необходимость развивать коммуникативную грамотность, проявлять социально-эмоциональный интеллект, учиться конструктивно взаимодействовать с администрацией школы. В процессе работы выяснилось, что в мастерской решались не только проблемы экологии, но и проблемы повышения ощущения благополучия в школе, а также развития эмоционального интеллекта. Ключевые слова: мастерская экологов «5R», управление ресурсами, экологические практики, благополучие.
Азбель А. А., Казакова Е. И., Ашичев В. А.
Методика «Ключ к себе»: инструмент рефлексии и самооценки
В статье раскрывается содержание педагогической методики, которая была создана для проекта «Мастерские роста» как педагогическая диагностика для самоанализа и рефлексии. Разработка и апробация методики проходила в период 2022/2023 учебного года среди детей старше 14 лет, участвующих в проекте «Мастерские роста». Результаты опроса показывают, что подростки склонны к завышению самооценки, что отразилось в текстах, связанных с интерпретацией результатов диагностики. Ключевые слова: мастерские роста, программа по развитию личностного потенциала, личностный потенциал, задачно-деятельностный подход, педагогика успеха.