Журнал № 5 за 2023 год
Теория управления качеством
И. А. Писаренко
Клинический подход в педагогической практике студентов: опыт работы со школьными технологическими проектами
В статье содержится описание клинического подхода в обучении студентов педагогических специальностей; представлены форматы и модель педагогической клинической практики; описана организация клинической практики студентов вуза на примере реализации одного из сетевых проектов для школьников. Представлена специфика работы с разными возрастными группами, перечислены компетенции, которые приобретают студенты в процессе взаимодействия с реальными детьми. Ключевые слова: клинический подход в обучении, школьные проекты, педагогическая клиника, практика в вузе.
П. А. Морозова
Применение технологии цифровой обратной связи для оценки работ участников конференции «КРОНА Junior»
В статье обозначены основные проблемы, сопутствующие организации обратной связи в обучении с применением цифровых технологий. Для диагностики дефицитов в процессе обмена обратной связью между учителем и учеником, а также для выявления представлений педагогов об обратной связи в цифровой образовательной среде разработана анкета. Предлагается обоснование содержания анкеты с точки зрения современных тенденций в изучении обратной связи и излагаются результаты апробации анкеты среди экспертов сетевой научно-практической конференции «КРОНА Junior» для школьников всех возрастов. Ключевые слова: обратная связь, конференция «КРОНА Junior», цифровая образовательная среда, диагностика, представления учителя об обратной связи.
А. А. Криволапова
Проектная и исследовательская деятельность в цифровой среде: осмысление результатов конференции «КРОНА Junior»
В статье представлены результаты анализа школьных исследовательских и проектных работ и сформулированы основные сложности, с которыми сталкиваются школьники, их наставники и родители в процессе работы. Сделан вывод о возможных способах преодоления этих трудностей с использованием цифровой среды, в том числе цифровых образовательных курсов. Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, наставничество.
Актуальные тенденции
Е. О. Жаркова
Метавселенная в школе: диалог с учениками на языке инновационных технологий
В последние годы термин «метавселенная» обрел небывалую популярность во всех сферах общественной жизни и стал частью педагогического дискурса. В статье рассматриваются основные особенности становления феномена метавселенных с учётом российского и зарубежного опыта, а также предпринимаются шаги по определению роли метапространств в современном образовании, в частности нового формата диалога учителя с учеником. Ключевые слова: метавселенная, виртуальная реальность, образовательный процесс, инновации, школа.
Тун Ин
Роль досуговой деятельности учащихся в достижении профессиональноличностного успеха
Статья посвящена результатам изучения влияния досуговой деятельности студентов на последующую профессиональную карьеру. Предлагается определение досуговой деятельности, описываются методики, делается вывод о наличии взаимосвязи между качеством досуговой деятельности и достижением профессионально-личностного успеха. Ключевые слова: досуговая деятельность, профессионально-личностный успех.
А. И. Алексеев
О вопросах развития навыков технопредпринимательства у школьников
В настоящей статье рассмотрены подходы к развитию навыков, характерных для технологических предпринимателей, у школьников. Ключевые слова: дополнительное образование школьников, профориентация, технологическое предпринимательство, развитие навыков.
Технологии, практика, опыт
Ю. Д. Тимирбаева, С. В. Сергеенков
Самомотивация обучающихся как необходимый факт гармоничного развития личности
Статья посвящена изучению вопроса мотивации и самомотивации обучающихся в образовательном процессе. Динамика последних лет показывает неутешительные показатели по снижению у детей уровня мотивации к обучению. Для решения данной проблемы необходим комплексный подход как со стороны педагога, так и со стороны родителей. Ключевые слова: образование, обучающийся, самомотивация, саморазвитие, дисциплина, самооценка
Е. А. Зельдина
Индивидуальный проект в школе. Чему учится наставник в процессе наставничества?
Современный мир характеризуется довольно значительной степенью неопределенности. Многие процессы претерпевают изменения, это, прежде всего, касается и системы образования. Работа школьного психолога также требует постоянного повышения компетенций, которые, иной раз, не касаются профессиональных знаний. Скорее, речь идет о возможности «встраивать» новые формы работы с учениками, находить новые возможности реализовывать свою трудовую функцию. Одной из таких новых компетенций научила меня ученица, с которой мы работали над ее исследовательским проектом. Ключевые слова: наставничество, VUCA мир, «группа риска», индивидуальный проект.
Е. И. Вахрушева
Наставник, ученик, родитель
В статье рассмотрены общие моменты наставничества, необходимость взаимодействия наставника не только с учеником, но и с его родителями в связке «наставник, ученик, родитель»; описан опыт моего наставничества исследовательской работы ученика 5-го класса нашей школы Сергея Медведева, участвующего в конкурсе «КРОНА Junior» и ставшего его победителем, а также приведены особенности публичной защиты онлайн. Ключевые слова: наставник, ученик, родитель, исследовательская работа, публичная защита работы.
В. В. Рябиков, Я. Д. Тимирбаева, И. И. Совцов
Роль наставника в формировании образовательной среды, позволяющей учащимся определить свою траекторию развития и работать с собственными запросами
В статье рассматривается наставническая деятельность в центрах дополнительного образования «Кванториум». На примере работы наставника с участником конференции «КРОНА Junior» описываются процесс подготовки проекта или исследования, а также взаимодействие наставника и учащегося. В статье представлены результаты проделанной работы и итоги совместной деятельности наставника и учащегося. Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, наставник, учащийся, команда, запрос, проблема, результат.
Л. В. Зимина
Из опыта реализации проектной и исследовательской деятельности в области естественных наук
В статье рассматривается опыт учителя по реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в естественнонаучной области знаний. Обсуждается возможность работы в разновозрастной группе на отдельных этапах создания индивидуальной работы: от формулировки темы до публичной защиты. Ключевые слова: исследование, проектная деятельность, универсальные учебные действия, ФГОС