Журнал № 8 за 2023 год
Теория управления качеством
В.В. Тимченко
Управление образованием в условиях неопределённости (в контексте взаимодействия школы и вуза)
Управление образованием в условиях неопределённости требует от школ и вузов гибкости и способности к инновациям. Высокая динамика быстро меняющегося мира, постоянное обновление знаний и технологий обязывают школы и вузы уметь адаптироваться к новым вызовам и быть готовыми к переменам. Актуальные подходы к управлению образовательной организацией в условиях неопределенности основаны на риск-ориентированном мышлении, которое предполагает использование благоприятных возможностей и реализацию потенциала для планирования и достижения желаемой результативности за счет повышения информированности и выбора альтернативных вариантов действий в зависимости от ситуации. В настоящей статье рассмотрены элементы управления рисками в модели системы менеджмента образовательной организации по стандарту ISO 21001:2018 и входящий в нее блок рекомендаций по управлению взаимоотношениями с заинтересованными сторонами и взаимодействию с партнерами, а также риски и возможности отношений школы и вуза. Ключевые слова: качество образования, управление, взаимодействие школы и вуза, риски, неопределенность.
А.А. Кочетова
Управление развитием инновационной деятельности как ресурс повышения качества образования
Статья посвящена вопросам организации и управления развитием инновационной деятельности на уровне районной системы образования на примере деятельности Информационно-методического центра Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Обозначена ключевая роль системы образования в обеспечении инновационного развития всех сфер жизни общества. Обоснованы ценностные приоритеты в управлении инновациями, обеспечивающие повышение качества образования. Показана система работы по основным направлениям, представлены новые форматы и содержание деятельности. Ключевые слова: инновационная деятельность, управление, качество образования.
Исследовательский подход
А.А. Воскресенский, Е.В. Ельчищева
Ценностные ориентации современной молодежи как источник изменений в образовании
В статье проводится социально-философский анализ той культурной и социальной среды, в которой формируются ценности и интересы современной молодежи. «Ценностная трансформация» начала XXI столетия, процессы цифровизации, проникающие во все сферы жизни современного человека, приводят к существенному изменению мировоззрения современной молодежи, что создает совершенно новую ситуацию в образовании. Ключевые слова: конец истории, ценностная трансформация, неомифология, ценности и смыслы образования, философия образования, информационное общество, метамодерн.
А.М. Каменский, Е.И. Евстафьева, Ю.В. Миронова
Образовательные практики формирования готовности подростка к самоопределению в цифровом мире (по материалам ФИП)
В статье представлен опыт работы лицея № 590 Санкт-Петербурга в рамках деятельности федеральной инновационной площадки по теме «Образовательные практики формирования готовности подростка к самоопределению в цифровом мире». Описан уникальный опыт построения культурнообразовательной среды учреждения и ее интеграции в цифровое пространство. Ключевые слова: самоопределение, цифровизация, образовательные практики, образовательная среда.
С.А. Писарева, А.П. Тряпицына
Содействие самоопределению личности средствами образования (по материалам исследования педагогических лабораторий Герценовского университета)
В статье рассматриваются основные результаты коллективного исследования педагогических лабораторий Герценовского университета на тему «Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире». Содействие самоопределению личности средствами школьного образования рассматривается как процесс формирования ценностных ориентаций личности. Раскрываются условия, которые могут быть созданы в школе для содействия самоопределению личности. Ключевые слова: самоопределение личности, профессиональная деятельность учителя, профессиональная задача учителя, личностные цели обучения, воспитание личности, педагогическая лаборатория, коллективное исследование.
И.Ю. Гутник
Диагностическая и рефлексивная школа: диагностика результатов воспитания (из опыта работы школы № 197 Санкт-Петербурга)
В статье прослеживается опыт становления мониторинга оценки качества образования от обученности до самоопределения школьника. Представлено описание результатов научного поиска, в ходе которого изменялось представление о значимости педагогической диагностики личностных целей образования в жизнедеятельности школы. Описаны процесс и результат внедрения в образовательную практику двух электронных образовательных комплексов: «Диагностическая школа» и «Рефлексивная школа». Представлены данные диагностики результатов воспитания, обусловленных внедрением в образовательный процесс школы новой воспитательной практики – рефлексивной сессии. Ключевые слова: педагогическая диагностика самоопределения школьника, рефлексивная педагогическая диагностика, мониторинг качества образования, рефлексивная сессия, воспитательные практики, формирующее диагностирование.
Актуальные тенденции
С.А. Суворова
Педагогические условия подготовки советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями к продуктивной деятельности
В статье дается анализ нормативно-правовой базы системы российского воспитания, описываются результаты диагностики профессиональных дефицитов советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В качестве механизма для создания педагогических условий подготовки советников по воспитанию к продуктивной деятельности предлагается программа повышения квалификации. Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, деятельность советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогические условия, стратегия развития воспитания.
Ш.Б. Кемахлы
Поддержка одаренных детей: воспитательные практики работы образовательных организаций
В статье представлены результаты исследования реализации образовательной политики в области работы с одарёнными детьми в России в аспекте воспитательной работы школы. Показано, что особенностью российской системы работы с талантливыми и одаренными детьми является создание воспитательной среды в школе, способствующей проявлению способностей и развитию интересов. Ключевые слова: образовательная политика, одаренный ребенок, инновационный продукт, воспитательная практика, школа.
Технологии, практика, опыт
Э.Х. Хасан
Воспитательная практика в школе как предмет инновационной деятельности
Статья посвящена описанию современных тенденций и направлений воспитательной работы в школе. Акцент сделан на характеристике организационно-управленческих условий, созданных на уровне федеральных и региональных аппаратов управления системой образования для обеспечения сопровождения воспитательной работы в школе. Особое внимание уделено характеристике новой должности – советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими и общественными объединениями. Ключевые слова: воспитательная работа в школе, инструменты сопровождения инновационной деятельности в рамках реализации воспитательной работы, советник директора по воспитанию.