Журнал № 5 за 2024 год
Актуальные тенденции образования
Н. М. Федорова
Школа и театр: историко-педагогические основания взаимодействия
В статье анализируется опыт сотрудничества и взаимодействия школы и детского театра в исторической ретроспективе, возможности театра в развитии личности школьника, проявившие себя в истории российского образования. Ключевые слова: школа, театр, театры юного зрителя, развитие личности ребенка средствами театра, культурно-образовательная среда школы.
В. Г. Воуба
Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования
В статье раскрывается проблема формирования нравственных ценностных ориентаций на уроках музыки в общеобразовательной школе. Приводятся базовые для системы образования, в том числе музыкального, национальные ценности. Определяется одна из ведущих ролей музыкального искусства в процессе становления нравственных ориентиров подрастающего поколения. Приводятся педагогические условия успешного формирования нравственности подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе. Ключевые слова: нравственные ценностные ориентации, система общего музыкального образования, урок музыки.
А. К. Векслер
Роль городской и музейной среды в художественном развитии ребенка: на примере знакомства с искусством орнамента
Материалы статьи посвящены вопросам художественного развития и эстетического воспитания ребенка. Анализируются материалы исследователей в области педагогики искусства. Рассматриваются особенности художественного развития и эстетического воспитания. Выявляется роль музейной педагогики в художественном развитии ребенка, формировании гармонично-развитой личности. На примере знакомства с искусством орнамента определяется потенциал городской и музейной среды в процессе художественного развития ребенка. Ключевые слова: художественное развитие, эстетическое воспитание, музейная педагогика, полихудожественный подход, городская среда, искусство орнамента.
Практика, опыт
С. И. Фомина
Воспитательный потенциал изучения художественных промыслов России на уроках изобразительного искусства (на примере УМК «Школа диалога»)
В статье поднимается вопрос места и роли изучения народных промыслов на уроках изобразительного искусства. Актуальность вопроса обусловлена задачами в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, поставленными Правительством РФ в области приобщения к народному искусству, культурному наследию и гражданской идентичности. В качестве примера рассматривается учебно-методический комплекс «Школа диалога». Комплекс создан в традициях петербургской школы коллективом педагогов и ученых РГПУ имени А. И. Герцена. Автор акцентирует внимание на значимость изучения народной культуры, как культурного кода страны, нации. Ключевые слова: художественные промыслы, народные промыслы, народная культура, культурное наследие, стратегии развития, духовно-нравственное развитие, воспитание.
О. С. Михайлова
Создание условий для взаимодействия учителя и учащихся при выполнении совместной композиции на уроках изобразительного искусства
В статье рассматривается создание условий для художественного сотворчества учителя и учащихся при выполнении совместной композиции. Рассматриваются педагогические условия для развития композиционного мышления в коллективной деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как средство самореализации учащихся при создании совместной композиции. Утверждается, что показателем уровня развития композиционного мышления ученика, непосредственным результатом учебной деятельности, является совместная композиция, коллективный творческий продукт. Ключевые слова: композиционное мышление, коллективная форма обучения, совместное художественное сотворчество.
Е. О. Кузнецова, Т. С. Исупова
Институт музыки, театра и хореографии как социокультурное пространство развития творческой деятельности субъектов образовательной среды современной школы
В материалах статьи представлена инструментальная экспертиза педагогического проектирования образовательной среды структурного подразделения Герценовского университета – Института музыки, театра и хореографии, в социокультурном пространстве которого реализуется конкурс исполнительского мастерства. Конкурс выполняет технологически-инструментальную функцию расширения профессионального потенциала будущего педагога искусства. Востребованность технологии конкурса исполнительского мастерства в парадигме вариативного развивающего мотивационно-смыслового образования современной школы обусловлена открытыми горизонтами для творческого развития всех субъектов ее образовательного пространства. Ключевые слова: художественно-проектная деятельность, конкурс исполнительского мастерства, субъекты образовательной среды, современная школа, развитие личности.
Т. Н. Полякова
О методике организации школьного театра
В статье рассматриваются методологические основания включения театра в содержание школьного образования. Определяется ключевое понятие «театрально-игровая деятельность». Обозначаются педагогические условия организации театральной работы с детьми, формы и методы этой работы, роль руководителя школьного театрального коллектива. Ключевые слова: школьный театр, театральноигровая деятельность, методика, педагогические условия.
И. В. Преображенская
Развитие интереса у школьников к декоративно-прикладному творчеству
Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству является актуальной задачей современного художественного и технологического образования. Статья посвящена проблеме развития интереса у школьников к декоративно-прикладному творчеству средствами социального проектирования. Представлены результаты социального проектирования со школьниками педклассов. Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное декоративно-прикладное искусство, традиции, нравственные ценности, социальное проектирование, проектирование изделий.
Дискуссии, проблемы, решения
А. В. Сарже
Опыт подготовки студентовнаставников творческих технологических проектов школьников
Рассмотрено наставничество как специфический вид педагогической деятельности. Описан процесс и содержание подготовки студентов педагогического вуза к тьюторскому сопровождению творческой проектной деятельности школьников в рамках учебного предмета труд (технология). Указан механизм включения студентов в сопровождение творческой проектной деятельности школьников педагогических классов. Ключевые слова: наставник, тьютор, творческий проект, проектная деятельность.
Е. В. Пономарева
История музыки для детей: факультативный курс для студентов музыкальных вузов и колледжей
В статье раскрываются специфика детской музыки, ее отличие от музыки для взрослых. Определяются цель, задачи, структура и содержание факультативного курса. Обосновывается необходимость знания и освоения детского репертуара будущими педагогами-музыкантами. Ключевые слова: детская музыка, история развития, жанры и виды детской музыки, факультативный курс.
М. Д. Корноухов
Педагог-музыкант в образовательном пространстве современной России
В статье говорится о многогранности и интегрированности музыкально-педагогической профессии, феномене метадиалогичности как ключевой атрибутики музыкально-образовательного процесса. Сама специфика музыкального искусства располагает педагога-музыканта к расширению собственного творческого пространства, выходу за пределы школьной аудитории. Обращение к контекстному и интерпретационному подходам обусловлено широким диапазоном необходимых компетенций педагога-музыканта, делая эту профессию совершенно уникальной как в ряду педагогических специальностей, так и в номенклатурном перечне профессий в целом. Ключевые слова: педагог-музыкант, контекстный и интерпретационный подходы, метадиалогичность.
А. А. Кочетова
Зачем и как развивать коллективное педагогическое творчество?
В статье обоснована необходимость развития коллективного педагогического творчества. Проанализировано соотношение сущности творческой и инновационной деятельности. Определена особая роль инноваций в образовании для социального прогресса. Обозначена необходимость совмещения феноменов творчества и коллектива для решения проблем современного уровня сложности во всех сферах. Представлено авторское понимание сущности творческого педагогического коллектива и основных проблем его создания. Обозначены условия, этапы и формы работы по развитию коллективной творческой деятельности педагогов. Ключевые слова: коллективное педагогическое творчество, инновационная деятельность, педагогический коллектив, управление развитием образовательного учреждения.
В. А. Борисов
Педагогические средства развития творческой учебно-познавательной деятельности школьников: из опыта работы педагогической лаборатории
В статье рассматриваются вариативные педагогические средства развития творческой учебно-познавательной деятельности школьников, используемые педагогами в урочной и внеурочной деятельности. Представлен многолетний опыт школы № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района СанктПетербурга, являющейся педагогической лабораторией Герценовского университета. Ключевые слова: творческая деятельность, педагогическое средство, школа, педагогическая лаборатория.