Журнал № 8 за 2024 год
Теория управления качеством
А. Б. Воронцов, Е. И. Матвеева, Л. С. Шаповалова
Проектная задача как инструмент формирования функциональной грамотности у младших школьников
Статья посвящена роли проектных задач в процессе формирования функциональной грамотности у младших школьников. Рассматривается необходимость внедрения таких задач в образовательный процесс, описывается методика их использования и преимущества для учащихся. Проектные задачи способствуют формированию у детей таких навыков, как умение работать в группе, планировать свою деятельность, анализировать информацию и применять её на практике. Ключевые слова: проектная задача, функциональная грамотность, начальная школа, метапредметные результаты, этап.
Е. В. Ермакова, А. А. Скулачев
Субъектность ученика и школьная литература: контуры системного подхода
Статья посвящена формированию субъектности учеников на уроках литературы. Контуры системного подхода представлены в целостной парадигме: от отдельных учебных материалов и форматов работы к общей логике курса, а затем к структуре методической и управленческой работы в школе. Ключевые слова: субъектность, авторство, литература, методика преподавания, модуль, системный подход.
М. П. Кабанова
Анализ успеваемости учащихся по математике при помощи искусственного интеллекта: возможности и вызовы
Статья посвящена тому, каким образом искусственный интеллект (ИИ) может использоваться для анализа данных об успеваемости учеников по математике, прогнозирования их будущих результатов на основе текущих, выявления проблем, выбора наиболее эффективных периодов для проведения диагностики и корректировки плана работы. Обсуждаются риски и возможные ошибки в применении ИИ-систем (например, сложности учёта личностных особенностей каждого отдельного ученика). Ключевые слова: анализ, данные, искусственный интеллект, математика, прогнозирование, результат, успеваемость, ученик, учитель.
Актуальные тенденции
Е. Е. Игнатьева, А. Ф. Самир
Финансовая грамотность 2.0: опыт разработки и проведения массового онлайн-курса по основам финансовой культуры
В статье представлен опыт создания и реализации модульного учебного курса по финансовой грамотности в экосистеме Сбера. Описаны основные механики, использованные в процессе обучения, проведён анализ рыночных преимуществ. Предложены направления дальнейшего развития курса. Ключевые слова: Сбер, поведенческая экономика, социология денег, учебный курс, финансовая грамотность, финансовая культура.
А. А. Раздорская
Роль искусственного интеллекта в преодолении языкового барьера у школьников при обучении английскому языку
Статья посвящена актуальной проблеме развития у школьников речевых умений. Представлена трактовка понятия «языковой барьер». Показано, каким образом можно работать с вызывающими его причинами, используя материалы, разработанные в рамках детского сегмента ООО «СберОбразование», а также опыт применения технологий искусственного интеллекта. Ключевые слова: английский язык, задание, искусственный интеллект, обучение, тренажёр, языковой барьер.
В. В. Дениско
Применение искусственного интеллекта для формирования персонализированных траекторий обучения математике: педагогические подходы и вызовы
Статья посвящена применению технологий искусственного интеллекта (ИИ) для построения персонализированных траекторий обучения математике в школе. Рассматриваются педагогические подходы к интеграции ИИ в образовательный процесс, а также основные вызовы, связанные с техническими барьерами и подготовкой педагогов. Предложены рекомендации по эффективному внедрению ИИ для повышения качества образования. Ключевые слова: адаптивность, внедрение, искусственный интеллект, персонализированное образование, подход, технология, ученик, учитель.
Исследовательский опыт
Н. В. Бысик
Сервис «Ассистент преподавателя»: анализ и оптимизация педагогических приёмов с использованием искусственного интеллекта
Приводится описание сервиса «Ассистент преподавателя» (АП), созданного в ООО «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. АП – инновационный инструмент персонализированной обратной связи относительно проводимых учителем уроков на основе метрик качества преподавания и взаимодействия с учащимися, который помогает развивать педагогические компетенции. Приведены описание основного функционала сервиса, содержание обратной связи, которую он предоставляет, возможные схемы работы с ним учителя и перспективы развития. Ключевые слова: «Ассистент преподавателя», искусственный интеллект, метрика, обратная связь, сервис, урок, учитель.
Технологии, практика, опыт
Т. Н. Лупанова, Д. А. Московская
Развитие учебной субъектности младших школьников на уроках английского языка через поэтапную работу с темой в условиях персонализированного образования
В статье представлен опыт учителей английского языка АНОО «Хорошевская школа» (г. Москва) по внедрению четырёхэтапного подхода к работе с учебной темой (модулем) в 3 – 4-х классах, направленного на развитие учебной субъектности учащихся. Подробно описан каждый этап работы с темой для младших школьников и приведены примеры из практики. Обобщены результаты наблюдений, полученные в ходе применения данного подхода. Ключевые слова: субъектность, младший школьный возраст, персонализированное образование, тема, задание, ученик, учитель, английский язык.
М. И. Карпухина
Возможности и ограничения использования искусственного интеллекта для создания контрольно-измерительных материалов по математике
Статья посвящена обсуждению возможности использования искусственного интеллекта для создания наборов однотипных заданий по математике. На примере текстовых задач рассмотрены различные подходы к генерации заданий и возникающие при этом проблемы, а также предложены пути их решения. Ключевые слова: генерация контента, искусственный интеллект, текстовые задачи, вариативность, корректность.
С. В. Сорожкина
Управленческий аспект развития мотивационной готовности педагогов к персонализации образовательного процесса
Статья раскрывает управленческий аспект развития мотивационной готовности педагогов к реализации персонализированной модели образования. Ключевым аспектом выступает создание условий для погружения в персонализированную образовательную среду, способствующих формированию индивидуальных траекторий развития. Реализация разработанной модели позволяет активизировать личностный потенциал педагогов, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса. Ключевые слова: педагог, мотивационная готовность, персонализированная модель образования, карта саморазвития, индивидуальная траектория, подход.
А. А. Криволапова
Гибридные технологии в обучении – новые возможности для организаторов мероприятий, педагогов и школьников
Статья представляет собой результаты осмысления внедрения гибридных технологий в офлайн-события на примере финального этапа научно-практической конференции школьников «КРОНА Junior», проводимого в формате публичной защиты исследовательских и проектных работ. В тексте приводятся описание формата защиты, а также возможности и ограничения использования гибридных технологий. Ключевые слова: гибридное обучение, гибридные технологии, проект, исследование, конференция, МООК.
О. В. Иванцова
Цифровые инструменты мотивации изучения естественнонаучных дисциплин
Статья посвящена вопросу формирования и развития у учащихся познавательного интереса в цифровом и онлайн-обучении. Рассмотрены инструменты усиления мотивации при изучении естественнонаучных предметов. Приведены примеры цифрового контента, разработанного ООО «СберОбразование» в рамках детского сегмента. Ключевые слова: естественнонаучные предметы, задание, мотивация, онлайн-обучение, пример.
Управление временем
С. Г. Шонова
Барьеры использования учителями цифровых образовательных платформ
В статье предлагается комплексный подход к описанию барьеров, с которыми сталкиваются учителя при использовании цифровых образовательных платформ. Результаты исследования позволяют сгруппировать барьеры в четыре группы: технические, профессионально-педагогические, психологические и организационные. Ключевые слова: анализ, модель, учитель, технические, профессионально-педагогические, психологические и организационные барьеры, цифровая образовательная платформа.
С. Ю. Антонова, Н. И. Трояновская
Повышение эффективности методической работы школьных учителей с использованием сервисов на основе искусственного интеллекта
В статье раскрывается роль методиста в современной школе с позиции его функций и возможностей. В качестве сервисов на основе искусственного интеллекта, помогающих в методической работе с учителями, рассматриваются «Ассистент преподавателя» и «Навигатор профессионального развития педагога». Ключевые слова: «Ассистент преподавателя», «Навигатор профессионального развития педагога», искусственный интеллект, методист, наставник, учитель, школа.