Журнал № 7 за 2024 год
Теория управления качеством
О. В. Бережная
Формирование внутренней мотивации обучающихся на основе исследовательского подхода в процессе обучения биологии
В статье рассматриваются особенности внутренней мотивации обучающихся на основе исследовательского подхода в процессе обучения биологии. Рассмотрена структура исследовательской работы, основные её методологические компоненты. Ключевые слова: внутренняя мотивация, обучение биологии, познавательные универсальные учебные действия, исследовательский подход, исследование.
В. О. Пыхов, С. Ф. Пыхова
Как вовлечь школьников во внеурочную деятельность (на примере реализации проекта «Мастерские роста»)
Проект «Мастерские роста» способствует развитию личностного потенциала школьников, столь необходимого им для благополучной жизни как здесь и сейчас, так и в будущей взрослой жизни. Чтобы проект состоялся, необходимо сформировать и поддержать у детей интерес к участию в работе мастерских. Как показывает наш опыт, этому способствует создание рекламных видеороликов участниками мастерских, учет их возрастных особенностей при отборе содержания деятельности, социальной значимости создаваемых продуктов. Ключевые слова: внеурочная деятельность, вовлечение в деятельность, проект «Мастерские роста».
Исследовательский подход
А. И. Алексеев
Воздействие методов геймификации на образование в области технопредпринимательства, эффективность и адаптация под школьную среду
В статье рассматривается влияние методов геймификации на образование в области технопредпринимательства с акцентом на их адаптацию к школьной среде. Автор анализирует теоретические основы геймификации, описывает практические примеры её внедрения, а также обсуждает вызовы и преимущества использования игровых элементов в образовательном процессе. Рассматривается потенциал видеоигр как комплексного средства для обучения, способствующего развитию когнитивных, социальных и предпринимательских компетенций у школьников. В заключение автор подчеркивает важность интеграции видеоигр в образовательные программы для достижения наилучших результатов в подготовке учащихся к современным вызовам. Ключевые слова: геймификация, технопредпринимательство, видеоигры в образовании, игровые технологии.
П. А. Морозова, А. А. Криволапова
«Мы ценим твои усилия и интерес»: педагогическая поддержка в обратной связи участникам научно-практической конференции «КРОНА Junior»
В статье рассматривается влияние педагогической поддержки через обратную связь на вовлеченность учащихся в рамках научно-практической конференции «КРОНА Junior». Авторы исследуют, как обратная связь влияет на повторное участие школьников в конференции и их образовательные результаты. Основное внимание уделяется качеству и структуре обратной связи, а также эмоциональному и когнитивному восприятию учащимися полученной поддержки. Результаты исследования показали, что, несмотря на отсутствие значимого влияния на оценки участников, качественная обратная связь способствует увеличению числа повторно поданных работ и росту доверия учащихся к образовательному процессу. Ключевые слова: обратная связь, онлайн-обучение, педагогическая поддержка.
Актуальные тенденции
С. Ю. Модестов
Обучение научно-фантастическим текстам как средство развития творческого мышления
Качественная научная фантастика рассматривается как средство комплексного развития творческого воображения, креативности – и одновременно интеллекта обучающегося. В старшей школе мы можем предполагать у обучающихся базовые литературные навыки; при их наличии, с одной стороны, и апробированных алгоритмов развития творческого воображения – с другой, авторский научно-фантастический текст выполняет роль модельной среды для макетирования научно-технических и социально-гуманитарных компетенций обучающегося. Ключевые слова: интеллект, креативность, писательское мастерство, развитие мышления.
А. О. Штанюк
Возможности и перспективы учреждений среднего профессионального образования в Неделе высоких технологий и технопредпринимательства
Среднее профессиональное образование (СПО) в России играет очень важную роль в подготовке специалистов, особенно в ситуации быстро меняющихся условий на рынке труда. В подобной ситуации участие в сетевых образовательных программах, не требующих значительных затрат ресурсов, например в Неделе высоких технологий и технопредпринимательства, даёт возможность оперативно внедрить в содержательную часть обучения дополнительную инновационную составляющую, а также наладить взаимодействие с представителями бизнеса, технологическими компаниями и наукоемкими предприятиями, тем самым значительно расширяя возможности и перспективы, а также адаптируясь к внешним условиям, новым требованиям и вызовам времени. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, технологическое предпринимательство, профориентация, Неделя высоких технологий и технопредпринимательства, сетевые образовательные программы.
Я. В. Буткевич, О. Н. Пономарёва-Рунова, Е. И. Приблуда
Новые горизонты агентности ученика на примере реализации проекта «Мастерские роста»
Авторы статьи рассматривают перспективное в современном образовательном сообществе понятие «агентность ученика» в контексте личностно-развивающей образовательной среды, описывая опыт работы в проекте «Мастерские роста». Иллюстрируется двусторонний принцип усиления агентности ученика: с одной стороны, создание условий и ситуаций для проявления агентности школьников со стороны педагогов и образовательного учреждения, а с другой – преобразование и обогащение школьной среды за счет личностного изменения и проактивного поведения учеников. Ключевые слова: агентность, ученик, проектные мастерские, личностно-развивающая среда.
Технологии, практики, опыт
В. С. Браташ
«Школьная лига»: опыт проектирования программ дополнительного образования по филологии для подростков
Статья посвящена описанию опыта АНПО «Школьная лига» в разработке и проведении филологических программ с учётом естественнонаучной направленности в деятельности организации. Представлена структура интенсивной образовательной программы «Читайбург», обобщены наблюдения проведенной впервые в июне 2024 года программы по фантастике «Литературное творчество». Ключевые слова: дополнительное образование, STEAM, интенсивные программы по филологии.
В. В. Цой
Квестовые чат-боты как инструменты образовательной деятельности: на примере образовательного квеста проекта «Мастерские роста»
В статье рассматривается использование квестовых чат-ботов как инструмента образовательной деятельности на примере проекта «Мастерские роста». Чат-боты, будучи программами, имитирующими человеческое общение, находят всё большее применение в образовании благодаря способности обеспечивать интерактивную обратную связь. Авторы статьи анализируют сценарные чат-боты, создаваемые с помощью различных конструкторов, таких как Senler, и показывают, как с их помощью можно создать увлекательные и эффективные образовательные квесты. Описан процесс создания чат-бота для «Мастерских роста», включая выбор тематических материалов, сценариев и заданий, а также анализ итогов участия образовательных организаций в данном проекте. Участники квеста проявили высокий интерес к материалам проекта, что свидетельствует о потенциале квестовых чат-ботов в образовательной сфере. Ключевые слова: чат-боты, образовательные технологии, квестовые чат-боты, «Школьная лига», «Мастерские роста», цифровая грамотность.
А. И. Даненкова
Опыт реализации мастерской «Продюсеры подкаста» на внеурочных занятиях для подростков
В современном образовании акцент смещается с пассивного получения знаний на развитие навыков XXI века, и технология мастерских представляется актуальной. Под мастерской понимается добровольное объединение учеников и мастеров-педагогов с целью преобразования школьной среды через разработку и реализацию проектов, актуальных для конкретной школы. В статье представлен опыт реализации адаптированной технологии мастерской роста «Продюсеры подкаста» и создания подкаста «Говорим по душам». Технология зарекомендовала себя в рамках внеурочной деятельности для подростков 14 – 15 лет. Ключевые слова: мастерская роста, подкаст, компетенции «4К».
Э. С. Ибрагимов, К. С. Маркин, Е. Байрамалова
«Наноград» как стартовая площадка: анализ влияния образовательной программы на профессиональное развитие выпускников
В статье представлен новый подход к анализу эффекта образовательной программы на примере выпускников образовательной программы «Наноград». В отличие от традиционных методов исследования авторы предлагают изучить опыт участников программы через их собственные истории. В статье приведены три рассказа выпускников разных лет о том, как участие в программе повлияло на их образовательную и профессиональную траекторию. Ключевые слова: образовательная траектория, выпускники, «Наноград», профориентация.
Е. А. Костарева, А. А. Уральская
Взаимосвязь педагогики и бизнескейсов: роль куратора в эффективной работе стажёрских площадок на профориентационном форуме «Новоград»
Статья посвящена исследованию применения кейс-метода в образовательных практиках и роли педагога-куратора в этом процессе. В ней анализируется значимость педагогической деятельности кураторов на профориентационном форуме «Новоград», эффективность работы стажерских площадок и вовлеченность школьников в работу корпораций и жизнь форума. Особое внимание уделяется взаимосвязи между использованием кейс-метода и профессиональным развитием самих педагогов. Ключевые слова: кейс-метод, роль педагога-куратора, образовательные практики, профессиональное развитие педагогов, активное обучение, развитие педагогических компетенций.
А. Г. Тяглый
Методика создания проблемных ситуаций для школьников: методический опыт АНПО «Школьная лига»
В статье представлен опыт АНПО «Школьная лига» по созданию бизнес-кейсов: проблемных ситуаций, решения которых представляют школьники-участники образовательной программы по формату «Наноград». Описана структура и даны рекомендации по содержательному наполнению разделов бизнескейса. Ключевые слова: бизнес-кейс, проблемная ситуация, кейсодатель.