Журнал № 5 за 2022 год

Журнал № 5 за 2022 год

Журнал № 5 за 2022 год

Теория управления качеством

Нестеренко Д.П.

Подходы к развитию функциональной грамотности

В первые десятилетия XXI века в  международном педагогическом дискурсе сложился консенсус относительно необходимости формирования у учеников, наряду с  предметными знаниями, набора универсальных навыков и компетенций. Одной из таких рамок, дополняющих знаниевую парадигму обучения, стала модель функциональных грамотностей. В  статье рассматриваются основные мировые модели развития функциональной грамотности с учетом российской практики и предлагаются конкретные подходы для проектирования как образовательных курсов, так и отдельных учебных заданий. Ключевые слова: функциональная грамотность, мягкие навыки, навыки XXI века, задание, ученик,
способ.

 

Актуальные тенденции

Браташ В.С.

Работа со «смешанными» текстами – вклад в развитие читательской грамотности

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) комплексно подходит к  оценке читательской грамотности, откликаясь на происходящие изменения в обществе. Данная статья представляет собой попытку проанализировать существующие тенденции относительно читательской грамотности, дать характеристику «смешанным» текстам и предложить варианты взаимодействия с ними учащихся в процессе обучения в школе. Ключевые слова: читательская грамотность, типы текстов PISA, визуальные элементы текста, возможности текстов новой природы

 

Пильдес И.В., Гладиборода И.В

Функциональная грамотность как условие развития одаренности

Данная статья рассматривает формирование функциональной грамотности как одно из важнейших условий поддержки и развития детской одаренности в контексте непрерывного образования и вызовов современного общества. Изменилось ли понимание одаренности и какие особенности новой функциональной грамотности важны педагогу для выстраивания образовательного процесса? Какие навыки становятся наиболее актуальными, когда мы говорим о реализации личностного потенциала? Как эффективно поддержать одаренность в условиях вызовов XXI века? Ключевые слова: функциональная грамотность, одаренные дети, непрерывное образование, вызовы XXI века.

Кондратьева М.П

Модель цифровых навыков и компетенций: глобальные вызовы современности

Нарастающие темпы развития цифровых технологий, цифровизация экономики как один из основных векторов развития страны и при этом недостаточный уровень развития цифровых навыков у населения, чтобы удовлетворить возрастающий спрос, обосновывают необходимость в  пересмотре требований к уровню развития цифровых навыков школьников и подходов к их формированию. В статье представлен краткий обзор модели цифровых навыков и компетенций школьников, разработанной в рамках программы «Цифровые навыки и компетенции» БФ Сбербанка «Вклад в будущее» на основании анализа международных исследований и подходов к данному вопросу, российских стандартов образования и запросов к рынку труда со стороны государства и бизнеса. Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровые компетенции.

 

Палфинов К.Н.

Креативное и критическое мышление: 1+1=3

В статье рассмотрены вопросы применения креативного и критического мышления к  полученным ранее знаниям и опыту с целью принятия инновационных решений. Представлена мнемоническая методика SCAMPER. Ключевые слова: инновации, креативное мышление, критическое мышление, когнитивные искажения, принятие решений, SCAMPER.

 

Исследовательский подход

Ермаков Д.С., Ермаков А.С., Моргун Д.В.

Формирование экологической грамотности школьников: теория и практика

Экологическая грамотность  – одна из новых грамотностей, необходимых каждому современному человеку. В статье представлены основные характеристики функциональной экологической грамотности, предложена модель «зелёной» школы для её формирования с  учётом принципов устойчивого развития. Ключевые слова: «зелёная» школа, ресурсосбережение, функциональная экологическая грамотность, экологическая грамотность, экологическое образование, энергоэффективность.

 

Дирюгина Е.Г.

Исследование креативности обучающихся общеобразовательных организаций – участниц Программы по развитию личностного потенциала

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности компетенций креативного мышления у обучающихся 4-х и 7-х классов в начале и в конце учебного года. Все испытуемые обучаются в школах Ярославской и Калужской областей, принимающих участие в  Программе Благотворительного фонда «Вклад в  будущее» по развитию личностного потенциала. Показано, что в 7-х классах экспериментальная группа (классы педагогов, прошедших обучение по Программе и реализующих уроки «4К») демонстрирует больший прогресс в развитии креативности по сравнению с контрольной группой (классами из школ-участниц Программы, педагоги которых не прошли обучение и в которых не проводились уроки «4К»). Значимых различий между экспериментальной и контрольной группами в 4-х классах не наблюдается. Ключевые слова: программа по развитию личностного потенциала, креативность, «4К», школа, урок, измерение.

 

Технологии, практика, опыт

Говор С.А., Стоянова Ю.В.

Развитие функциональной математической грамотности учащихся посредством проблемных сюжетных задач

В статье рассмотрены вопросы развития функциональной математической грамотности, построенные на проблемных, практико-ориентированных задачах. Приводятся подробное описание сюжетов, решения и рекомендации по применению заданий с учётом возраста учащихся. Описаны сложности изучения раздела «Стереометрия» школьного курса геометрии. Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, стереометрия, прямоугольный параллелепипед, задача, сюжет.

 

Рогова О.Ю.

Развитие функциональной грамотности с помощью приемов критического мышления при подготовке к написанию ОГЭ

В статье рассматривается результативность применения технологии развития критического мышления при подготовке к написанию сочинениярассуждения в формате основного государственного экзамена по русскому языку как один из способов формирования функциональной грамотности. Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, критическое мышление, сочинение-рассуждение, русский язык, метапредметные результаты.

 

Гончарова Е.А.

Развитие функциональной читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В статье рассмотрены основные причины важности формирования функциональной грамотности школьников. Предложены задания, способствующие развитию читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, 4К-компетенции, PISA.

 

Уласевич О.Н., Ахонен Е.П., Китаева И.В.

Учим учиться (из опыта работы гимназии № 12 города Липецка)

В статье описывается опыт работы коллектива МБОУ гимназии № 12 города Липецка по формированию функциональной грамотности. Рассмотрены создание проектной группы, взаимодействие с социальными партнёрами, использование свободно распространяемых цифровых ресурсов и платформ. Ключевые слова: общеобразовательная школа, функциональная грамотность школьников, цифровая платформа.

 

Громова Т.А.

Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе

В статье рассмотрены вопросы формирования финансовой грамотности на уроках окружающего мира и математики. Описываются методы, приёмы и формы организации учебной деятельности на уроке с применением цифровой образовательной среды. Представлен опыт реализации формирования финансовой грамотности младших школьников. Ключевые слова: финансовая грамотность, урок, задание, окружающий мир, математика, цифровая образовательная среда.

 

Чернышева В.А.

Роль геймификации и персонализации в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии

География – одна из самых древних наук. Человечество уже много веков накапливает географические знания, и этот процесс не останавливается. Обучающиеся всегда с интересом изучают географию, наверное, не случайно современные ученые называют её наукой для будущего, а дети говорят, что это наука для жизни. Учителя географии используют разные методы и приёмы для того, чтобы обучающиеся не только научились добывать знания, анализировать, систематизировать материал, но и развивали креативность, критическое мышление, осваивали различные виды коммуникации, применяли приобретённые знания и умения для решения жизненных задач. Особую роль в формировании данных навыков играют геймификация и персонализация образовательного процесса. Ключевые слова: функциональная грамотность, геймификация, персонализация, личностный потенциал.

 

Управление временем

Грибков И.В.

Тайм-менеджмент для молодого учителя

В статье рассмотрены основные принципы тайм-менеджмента для молодых сотрудников образовательных организаций, отражающие современный запрос на формирование «навыков будущего». Указываются основные точки входа для эффективного применения конкретных технологий тайм-менеджмента как самими педагогами, так и управленческими командами. Ключевые слова: тайм-менеджмент, персональная эффективность, самоорганизация, правило, принцип, «навыки будущего».

 

Высоцкая Е.Н.

Педагогические приёмы развития учебной самостоятельности учащихся

В статье рассмотрены вопросы развития учебной самостоятельности школьников. Описываются подходы к работе с классом в персонализированном образовании, предлагаются соответствующие приёмы и педагогические техники. Ключевые слова: учебная самостоятельность, персонализированное образование, рефлексия, мотивация, самоорганизация, сотрудничество.