Журнал № 2 за 2020 год
Теоретические основы управления качеством образования
О.Е. Лебедев
Качество образования как управленческая цель
Одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Достижение качества общего образования, соответствующего запросам современного общества, можно рассматривать как цель, которая реализуется на разных уровнях управления системой образования – национальном, региональном и на уровне образовательной организации. В данной статье автор ведет речь об управлении качеством образования на уровне общеобразовательной школы. Ключевые слова: качество образования, образовательные результаты, методологическая компетентность, качество образовательного процесса.
К.А. Елистратова, В.П. Панасюк
Учитель в кросс-многомерном пространстве образовательной деятельности
В статье анализируется феномен взаимодействия и пересечения образовательной среды с многочисленными пространствами и средами, особенности кросс-многомерного пространства образовательной деятельности. Ставится вопрос о формировании и развитии профессиональных компетенций учителя по использованию потенциала и возможностей различных пространств и сред, взаимодействующих с образовательной средой. Ключевые слова: пространства, среды, кроссмногомерное пространство образовательной деятельности, инновационное развитие образования.
Цифровая образовательная среда
О.И. Ткачева, А.В. Койвунен, А.В. Небренчин, С.П. Герасимова
Аудит сайта образовательных организаций – как эффективный инструмент управления качеством образования
Сетью общеобразовательных организаций и образовательной организации дополнительного образования Пушкинского района Санкт-Петербурга разработан цифровой ресурс «Онлайн аудитор 1.0.», который предназначен для проведения внутреннего либо внешнего комплексного аудита структуры и содержания официальных сайтов образовательных организаций и может стать эффективным инструментом управления качеством образования для всех видов образовательных организаций, методических центров, органов управления образованием, контрольно-надзорных органов. «Онлайн аудитор 1.0.» – это система онлайн мероприятий, в которой пользователь последовательно отвечает на вопросы чек-листа и в итоге получает четкие рекомендации по внесению изменений и дополнений к структуре сайта и содержанию обязательного раздела сайта «Сведения об образовательной организации». Ключевые слова: информационная открытость образовательного учреждения, цифровой ресурс, аудит сайта, юзабилити сайта.
Е.Н. Ненахова, Т.В. Дорофеева, Д.В. Коновалов
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации Системы профессионального роста педагогов
Представлена структура цифровой образовательной среды гимназии №528 Невского района СанктПетербурга, доказывается эффективность такой организации для решения поставленных задач, сформулированных в стратегических документах и определяющих актуальные направления развития системы образования. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, система электронного планирования, административное управление, Google Classroom, виртуальный методический кабинет.
Системы профессионального роста педагогов
Ю.С. Беляевских, Л.Н. Зырянова
Профессиональные конкурсы – эффективный инструмент и ресурс развития педагога
В статье затронуты вопросы активного вовлечения педагогов в конкурсное движение с позиции того, что конкурс предоставляет педагогам возможность для самовыражения и самоутверждения, является школой педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности. Подробно описывается организация и проведение конкурса для педагогов-мужчин «Мужчина в образовании» и виртуальных конкурсов в системе «Личный кабинет
педагога». Ключевые слова: конкурсное движение, профессиональное мастерство, педагог-мужчина, организация и проведение конкурсов, виртуальные конкурсы.
А.Л. Гехтман, Т.Е. Матвееева
Практика использования онлайн ресурсов для управления компетенциями педагогических работников
В статье описаны требования к компетенциям педагогических работников в соответствии с актуальными нормативными документами. Раскрыты возможности использования электронной системы «ИНТЕГРАЛ» и медиаресурса «Педагогический форсайт» для управления процессом повышения компетенций педагогов и руководителей. Ключевые слова: компетенции, управление компетенциями, повышение квалификации.
Н.С. Абраменко
Потенциал регионального института развития образования: расширяя горизонты реагирования
В статье показана роль Хабаровского института развития образования как центра дополнительного профессионального образования, осуществляющего научно-методическое обеспечение ввода новой процессуальной модели БИК(РО) на уровне начального общего образования. Представлен БИК(РО) подход, при котором аккумуляция наук (РО) и технологий digital мира (био – инфо – когно) провоцирует становление интеллектуального капитала, способного решать приоритетные задачи, стоящие перед территориями опережающего развития Дальнего Востока. Раскрыт региональный аспект построения процессов реагирования. Обоснована необходимость профессиональной кооперации поставщиков образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей начальных классов на основе ценностно-смысловых ориентиров модели БИК(РО). Ключевые слова: региональная система образования; дополнительное профессиональное образование; институт развития образования; уровень начального общего образования; технологии развивающего обучения; НБИК технология.
А.О. Кравцов, И.А. Липатова, А.Ю. Морозов
Развитие системы наставничества в образовательном пространстве Центрального района Санкт-Петербурга на основе проектного подхода
Статья посвящена обобщению и концептуализации деятельности научно-методической службы системы образования Центрального района по организации наставничества с использованием потенциала проектного подхода и теории множественного интеллекта. Ключевые слова: наставничество, теория множественного интеллекта, проектный подход, профессиональная адаптация педагога, профессиональное становление педагога.
Контроль, мониторинг и оценка качества образования
М.И. Койвунен
Система оценки качества деятельности педагогов в условиях реализации в школе механизма эффективного контракта
В статье рассматривается управленческий алгоритм оценки качества деятельности педагогов в практике реализации механизма эффективного контракта в общеобразовательных организациях. Приводится четкий оценочный инструментарий. Описываются рекомендации, способствующие поддержанию баланса между нормативным и позитивным подходами к реализации данной модели оплаты труда в сфере общего образования. Теоретические аспекты данного вопроса подробно изложены в научно-методическом журнале «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» (выпуск 6, 2013 год). Ключевые слова: система оценки качества деятельности, педагоги, школа, оплата труда, механизм эффективного контракта.
Заметки директора
Г.Д. Закирзянова
Могут ли проблемы превращаться в возможности? Путевые заметки директора школы
Здоровьесберегающие подходы в управлении качеством образования
И.П. Чулицкая, И.А. Есаненко
Служба здоровья в общеобразовательной школе: опыт организации
Службы здоровья созданы во многих общеобразовательных школах, но как сделать их работу результативной? Как ее организовать, чтобы решать широчайший круг задач, стремясь к сохранению и укреплению здоровья детей. Материалы данной статьи, отражающие опыт работы коллектива средней школы №335 Санкт-Петербурга, помогут ответить на эти вопросы. Ключевые слова: здоровье, здоровый и безопасный образ жизни, ведущие подходы в организации работы, структура Службы здоровья, содержание деятельности.