Журнал № 5 за 2020 год
Контроль, мониторинг и оценка качества образования
Идрисов И.Р.
Самооценка (аудит) школьных процессов как основа перевода школы в эффективный режим работы
Статья является частью исследования проблем повышения эффективности управления образовательной организацией. В исследовании предпринята попытка дать ответы на вопросы, возникающие у руководителей общеобразовательных учреждений при выстраивании системы управления качеством образования, организации самооценки по результатам аудита и принятии эффективных управленческих решений. Ключевые слова: повышение качества образования, процедуры аудита (самоаудита), самооценка, эффективность.
Гончаров К.Г., Скурятина М.Л.
Эффективные механизмы управления и оценки качества образования
В статье рассматривается опыт лицея №2 имени Бориса Анатольевича Слободскова г. Тулы по созданию условий эффективного управления образовательным процессом в школе как стратегического направления повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Качество образования определяется как совокупность показателей, характеризующих успешную деятельность образовательной организации в целях развития личности обучающихся. Анализируются статус и компетенции участников образовательного процесса. Акцентируется внимание на ведущих направлениях деятельности в системе управления, выявляются субъекты управления в системе управления и соуправления. Ключевые слова: оценка качества образования, критериальность, интеграция, субъекты управления и соуправления, компетенции.
Управление персоналом
Ткач В.А., Федюк Н.Г., Кузьмина Н.А.
Успешность как основной ориентир управления мотивацией профессионального развития педагогов
Как поддерживать стремление быть успешным? Как мотивировать на профессиональное самосовершенствование? Все эти вопросы очень актуальны для каждого учителя и школы в целом. В данной статье представлен опыт средней общеобразовательной школы №6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Надым по созданию атмосферы успешности как важного фактора профессионального развития педагогического коллектива через реализацию проекта «Развитие кадрового потенциала как системообразующей устойчивой платформы для успеха деятельности школы». Ключевые слова: успех, мотивация, профессиональное развитие, методическая работа, стажировочная площадка, современные педагогические технологии, инновационные проекты.
Туякова У.Ж., Трапицын С.Ю.
Структура и содержание профессиональной деятельности социального педагога
В статье проанализированы современные требования к профессиональной деятельности и подготовке социальных педагогов в системе высшего образования. Определены основные функции данных педагогических работников, их профессиональные и личностные качества, принципы деятельности. Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная деятельность, функции, требования, личностные качества.
Практика эффективного управления
Акимов Д.С., Тамбур С.Н.
Инновационные механизмы управления повышением качества образования
В статье представлен опыт управленческой команды и педагогов Крутинской средней общеобразовательной школы №2 Крутинского муниципального района Омской области по формированию инновационных механизмов управления повышением качества образования. Предлагаемые практические материалы отличаются простотой в применении, носят универсальный и в то же время инновационный характер, могут быть использованы в образовательных организациях любых видов. Ключевые слова: качество образования, механизмы управления, годичная команда, проектное управление, образовательные результаты.
Шляхова С.А., Мухартова Н.Е.
Маршруты, ведущие в будущее
В статье представлен опыт гимназии №22 г. Белгорода по совершенствованию содержания образования в урочной и внеурочной деятельности. Определяются ценностные ориентиры вариативного образования, послужившие основой для формирования концепции учебного плана. Раскрываются принципиальные отличия результатов базового уровня изучения учащимися школьных дисциплин от результатов углубленного уровня. Ключевые слова: образовательная программа, индивидуальный учебный план, урочная деятельность, внеурочная деятельность, вариативность образования.
Федькин А.В.
Инновационная деятельность образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия (из опыта реализации образовательного проекта «Царское Село глазами детей»)
Данная статья освещает опыт реализации образовательного проекта «Царское Село глазами детей», реализуемого в сетевой форме Центром детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга и гимназией № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Раскрываются отличительные особенности проекта, его инновационность, воспитательный и образовательный потенциалы. Ключевые слова: виртуальный музей, инновационная деятельность, проект, проектная деятельность учащихся, сетевое взаимодействие.
Организация работы с одаренными детьми
Шутова Н.М., Попова Н.В., Старцева О.А.
Система интеллектуальных игр и состязаний как средство развития детской одаренности
В статье представлен опыт адресной работы с различными категориями учащихся по развитию интеллектуальных способностей, реализуемый в физико-математическом лицее-интернате Республики Коми. Мотивация к познавательной активности одаренных детей осуществляется через различные формы организации урочной и внеурочной деятельности. Рассматривается система интеллектуальных состязаний как ресурс достижения высоких образовательных результатов. Ключевые слова: педагогика, одаренные дети, интеллектуальное развитие, внеурочная деятельность, интеллектуальные игры.