Журнал № 6 за 2020 год
Моделирование инновационного развития образовательных учреждений
В.Н. Волков
Сценарии управления инновационным развитием образовательного учреждения
В статье предлагается обоснование новых управленческих решений для повышения качества организации инновационной деятельности образовательного учреждения. Для этого автором разработан и предложен концепт «сценариев инновационного развития». Сценарный подход основан на комбинировании различных форматов инновационной активности учреждения для формирования и реализации перспективных сценариев его инновационного развития. Ключевые слова: развитие образования, инновационная деятельность в образовании, региональные инновационные площадки, управление школой, сценарии инновационного развития.
Практика эффективного управления
Р.Х. Туренбеков
Модель профессиональной коммуникации: Школа-лидер – школа-участник
В статье представлен опыт участия команды муниципального образования городского округа «Воркута» в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы по мероприятию 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов». Рассматривается понятие «эффективная школа». Приводится пошаговый план действий по переводу общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами и школ с неблагоприятным социальным окружением в эффективный режим функционирования. Ключевые слова: эффективная школа, сетевое взаимодействие, образовательные организации, тьюторская поддержка, качество образования.
Контроль, мониторинг и оценка качества образования
С.В. Ольгезер, Н.М. Попова
Формирующее оценивание как механизм достижения планируемых образовательных результатов
В статье представлены новые подходы к оцениванию достижений учащихся в условиях введения ФГОС. Описаны методы и приемы формирующего оценивания, рассмотрено их практическое применение в Айской средней общеобразовательной школе. Данные материалы предназначены для административных и педагогических работников образовательных организаций, заинтересованных в повышении уровня учебных достижений учащихся путем формирования у них навыков оценочной самостоятельности и применения стратегий формирующего оценивания в школе. Также статья может быть полезна в контексте реализации дополнительного профессионального педагогического образования. Ключевые слова: формирующее оценивание, техники формирующего оценивания, образовательные результаты, обратная связь.
Управление персоналом
А.Т. Хаблиева
Командообразование – успешный путь к формированию модели инновационной внутришкольной системы профессионального роста педагого
В статье предложен управленческий опыт административной команды школы №8 г. Беслан по разработке и внедрению школьной системы учительского роста в условиях непрерывного образования, осуществления на практике принципа «от успешного учителя – к успешному ученику» в процессе взаимного обучения учителей. Описаны приёмы, методы, технологии, использованные для сопровождения профессионального развития педагогов и ликвидации их профессиональных дефицитов. Представлена модель, в основе которой – креативное профессиональное взаимодействие. В качестве результата предложен действующий авторский проект «Республиканский ресурсный центр «Мобильный учитель-методист – школе XXI века», направленный на организацию сетевого взаимодействия «учитель – учителю». Этот опыт может быть интересен директорам общеобразовательных организаций. Ключевые слова: стажировочная площадка, кураторская методика, модель командного управления, внутрикорпоративное повышение квалификации, отчуждение инновационного опыта, учитель-волонтёр, командообразование.
А.С. Орынбекова, С.Ю. Трапицын
Профессиональная компетентность современного социального педагога
Статья обращена к проблеме профессиональной компетентности социального педагога. Анализ научных работ, посвященных профессиональной компетентности, позволяет сделать вывод, что большинство ученых склонны рассматривать ее как качественную характеристику личности специалиста, включающую в себя систему его научно-теоретических знаний. Система знаний представлена, в свою очередь, специальными знаниями в рамках конкретной профессии, профессиональными умениями и навыками, опытом, наличием устойчивой потребности в саморазвитии, интересом к передовому опыту в своей профессиональной области. Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная компетентность, социальная работа, система знаний, умений и навыков.
Современная инфраструктура общеобразовательной школы
Е.А. Балькина
Новое образовательное пространство как современная инфраструктура обеспечения качества общего образования
В статье представлен опыт средней общеобразовательной школы «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный по формированию нового образовательного пространства в школе. Дизайнерские решения в пространстве школы – это коллективный труд учителей и проектировщиков. Для создания образовательного пространства необходимы не только дизайнерские решения и материально-техническое обеспечение, но и смыслы, которыми наполняется новое образовательное пространство школы. Ключевые слова: образовательное пространство, световое окно, развивающее пространство, общественно-культурное пространство, предметное пространство.
Образовательные технологии обеспечения качества образования
Л.И. Гладкова, В.И. Горбатенко, Л.Б. Коренева
Механизмы развития читательской среды в образовательной организации
В статье представлен опыт гимназии имени
А.С. Пушкина г. Сыктывкара по реализации инновационного проекта «Механизмы развития читательской среды в образовательной организации». Коллективом авторов статьи проведен анализ существующих проблем в формировании читательской грамотности и умений учащихся работать с текстом. Описаны реализуемые в гимназии механизмы повышения мотивации учеников к чтению и развития навыков функционального чтения посредством совершенствования механизмов развития читательской среды. Ключевые слова: читательская среда, популяризация детского чтения, читательская грамотность, смысловое чтение, универсальные учебные материалы, читательская культура.
Л.В. Могильная, А.В. Бондарчук, О.Л. Тропина
Внедрение элементов медиаобразования в учебно-воспитательный процесс
В статье рассматривается опыт Родниковской школы-гимназии Симферопольского района Республики Крым по использованию элементов медиаобразования в урочной и внеурочной деятельности с целью духовно-нравственного развития учащихся, формирования системы ценностных ориентиров, развития критического мышления. Представлена деятельность семейного киноклуба как одна из эффективных форм работы с учащимися и их родителями в современной школе, позволяющая вовлечь в воспитательный процесс всех субъектов образовательной системы и обеспечивающая высокие показатели духовно-нравственного развития подростков, приобщение к семейным ценностям. Раскрыты этапы проведения занятий в киноклубе, представлены результаты исследования уровня сформированности универсальных учебных действий. Ключевые слова: медиаобразование, образовательные технологии, духовно-нравственные ценности, киноклуб.