Журнал № 7 за 2020 год
Теоретические основы управления качеством образования
Т.Е. Матвеева
Организационная готовность к изменениям как междисциплинарное понятие
В статье описаны подходы к пониманию организационной готовности к изменениям (ОГИ) в менеджменте и психологии с точки зрения возможности применения в управлении образовательными организациями. Из портфеля подходов выбран системно-комплексный подход, который учитывает объективные характеристики организации как социального объекта и сущность организационной готовности к изменениям в контексте управления. Кроме этого, к достоинствам подхода можно отнести разработанную в его рамках концептуальную модель ОГИ и технологию управления ею. В статье аргументирован выбор и целесообразность использования данного подхода для дальнейшего конструирования модели управления формированием ОГИ в системе образования. Ключевые слова: организационная готовность к изменениям, системно-комплексный подход, менеджмент, образовательная организация.
Контроль, мониторинг и оценка качества образования
В.П. Колесникова, А.В. Вольтов, Н.Ю. Кадетова
Алгоритм формирования индивидуальных маршрутов информационно-методического сопровождения образовательных организаций на основе интеграции результатов оценочных процедур
В статье рассматривается алгоритм формирования индивидуального маршрута информационно-методического сопровождения образовательной организации на основе сервиса «Профиль роста». Посредством моделируемого сервиса, разработанного информационно-методическим центром Калининского района Санкт-Петербурга в рамках федеральной инновационной площадки, осуществляется специализированная экспертная помощь, оказываемая внешними консультантами, в том числе методистами районного центра оценки качества образования, в решении проблем качества образования общеобразовательных учреждений района. Определяются наиболее эффективные формы взаимодействия информационно-методического центра с показывающими стабильно низкие результаты образовательными организациями, приводится алгоритм сопровождения образовательных учреждений со сложным социальным контекстом. Ключевые слова: оценка качества образования, информационно-методическое сопровождение, индивидуальный маршрут, образовательные организации, сервис «Профиль роста».
И.А. Аладина, Е.Н. Беляева, И.В. Павлова
Эффективные механизмы управления и оценки качества образования: новый взгляд на систему оценки результатов в образовательной организации
Гимназия №1 г. Сухой Лог Свердловской области с 2015 года успешно реализует инновационный проект «Наша новая школа: результат не завтра, а сегодня» (пилотное введение ФГОС среднего общего образования на 5 лет раньше массовой практики). Для достижения комплекса результатов, зафиксированных в данном стандарте, необходимо обеспечить успешность и развитие каждому обучающемуся. В статье представлен управленческий взгляд на выработанные коллективом гимназии эффективные механизмы управления и оценки образовательных результатов, обеспечения их объективности. Ключевые слова: оценка качества образования, эффективность деятельности, ФГОС среднего общего образования, объективность образовательных результатов, уровневый анализ.
Образовательные технологии обеспечения качества образования
С.В. Данилов, Е.Д. Тенютина,И.В. Черенкова
Развитие единого образовательного пространства медиатеки академической гимназии No56 Санкт-Петербурга
В статье представлен опыт коллектива академической гимназии №56 Санкт-Петербурга по развитию единого образовательного пространства Медиатеки. В качестве актуальной модели развития данного структурного подразделения гимназии определена динамичная модель организации медиапространства, объединяющего реальное и виртуальное пространство. Подробно раскрыты и проиллюстрированы управленческие решения, которые привели к формированию новой команды Медиатеки. Ключевые слова: Медиатека, образовательное пространство, проектная деятельность, информационная культура, медиапространство.
Цифровая школа
Р.Х. Туренбеков
Формирование информационно-технологической компетентности учащихся в рамках реализации приоритетного проекта «Цифровая образовательная среда»
В статье представлен опыт создания единой электронной информационно-образовательной среды школы, благоприятной для реализации требований ФГОС общего образования. Подобная среда позволяет повысить качество и доступность образовательного процесса, создать условия для расширения возможностей непрерывного образования для всех участников образовательного процесса за счет развития школьного цифрового образовательного пространства, последовательной реализации творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования личности, развития информационной культуры и навыков жизнедеятельности в информационном обществе. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационно-технологическая компетентность, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы.
Организация профильного обучения
Н.П. Лимонова,М.А. Ерхалева
Формирование начал инженерного образования в современной школе
В статье представлен инновационный опыт по формированию начал инженерного образования и инженерной подготовки обучающихся, а также по созданию образовательного кластера «школа – колледж – вуз – предприятие» в условиях промышленного города Коврова Владимирской области. Данный опыт разворачивается в условиях региональной инновационной площадки «Развитие начал инженерного образования в школе», открытой в 2016 году на базе средней общеобразовательной школы №23 имени Героя Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова в городе Коврове Владимирской области. Авторами рассматриваются актуальные вопросы стратегического развития инженерного образования, начиная со школьной ступени. Представлены инновационные механизмы создания условий в школе будущего инженера. Обобщаются первые результаты и новые достижения на этапе реализации региональной инновационной площадки. Ключевые слова: инженерное образование, конвергентная среда, системно-деятельностный подход, проектная деятельность, техническое творчество, когнитивные технологии, робототехника.