Журнал № 4 за 2023 год
Теория управления качеством
А. А. Данилина, С. А. Тришкина
Супервизор в образовательной сфере: личностные ресурсы, профессиональные навыки и ролевой диапазон
Предлагаемая статья раскрывает предварительные итоги анализа личностных ресурсов, навыков и возможных ролевых моделей педагогического работника, необходимых для реализации задач супервизии в образовательной сфере. Анализ с использованием авторского исследовательского инструментария был проведен в феврале 2023 года в рамках пилотной Мастерской супервизии Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее», реализуемой совместно с лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ УГО МГПУ. Полученные результаты позволяют сформировать обобщенный личностно-профессиональный образ потенциального супервизора в образовательной сфере, а также предложить способы компенсации выявленных затруднений и, как следствие, увеличить вероятность повышения уровня его рефлексивности, субъектности и осознанной ответственности в профессиональной деятельности. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, сопровождение профессионального развития, супервизия, рефлексия, программа повышения квалификации.
А. А. Кораблева
Супервизия в работе с управленческими командами в процессе реализации Программы по развитию личностного потенциала
В статье раскрываются содержательные и методические особенности организации супервизии, проводимой с управленческими командами, реализующими Программу по развитию личностного потенциала. Автором предлагается описание технологии, выведенной эмпирическим путем. В статье представлена также характеристика профессиональных компетентностей супервизора, присутствуют практические примеры проведения супервизии в сфере управления качеством проектной деятельности образовательных организаций. Ключевые слова: супервизия, ресурсное состояние, функции, модели и технология супервизии, успешность супервизии, личностный потенциал, профессиональные компетентности супервизора и индикаторы их достижения.
О. П. Меркулова
Академическая компетентность как личностный ресурс учебной деятельности студентов
В статье рассмотрена модель академической компетентности студентов вуза как комплекса самостоятельно развиваемых личностных качеств, способностей и умений, обеспечивающих успешность учебной деятельности в условиях ее изменчивости. Представленная модель соотнесена с пониманием и типами личностных ресурсов, представленными в работах Д. А. Леонтьева, Т. Ю. Ивановой и др. Показано, что академическая компетентность может рассматриваться как специфичный личностный ресурс учебной деятельности, психолого-педагогическая поддержка становления которого может задавать один из возможных путей развития личностного потенциала как системы универсальных личностных ресурсов. Ключевые слова: личностные ресурсы, академическая компетентность, личностный потенциал, студенты, высшее образование.
Актуальные тенденции
С. Ф. Туктамышева
Актуальность развития личностного потенциала в профориентации и карьерной навигации
В статье описаны особенности профориентации и карьерной навигации, актуализирована значимость развития личностного потенциала в профориентации в условиях меняющегося мира. Показано, какое место занимает развитие потенциала выбора и самоопределения в карьерной навигации. Отмечено, что в современном мире профориентация переживает этап эволюционного развития, становится карьерной навигацией, и на первый план выходят самоопределение и самодетерминация. Ключевые слова: профориентация, карьерная навигация, развитие личностного потенциала, потенциал выбора и самоопределения.
Исследовательский подход
И. Г. Лукина
Всероссийская олимпиада «Мой первый учитель» как фактор развития личностного потенциала педагогов начальной школы
Статья рассматривает вопрос о влиянии участия учителей начальных классов во всероссийской олимпиаде «Мой первый учитель» на развитие их личностного потенциала. Особое внимание уделяется сравнительному анализу личностного потенциала участников олимпиады и педагогов начальной школы. Ключевые слова: личностный потенциал, олимпиада «Мой первый учитель», педагоги начальных классов, исследование.
Р. А. Валиев, Л. А. Максимова, В. Г. Каримова, Е. М. Соловьева
Характеристики удовлетворенности жизнью, депрессии, тревоги и стресса подростков с разными доминирующими типами академической саморегуляции
В статье описаны результаты исследования, проведенного на выборке обучающихся 5 – 7-х классов общеобразовательных школ Свердловской области. Методы исследования: опросник академической саморегуляции учеников начальных и средних классов (SRQ-A), многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников, шкалы депрессии, тревоги и стресса. Показано, что подростки с преобладанием автономной стратегии самомотивации отличаются от сверстников с преобладанием контролируемой стратегии более высоким уровнем субъективного благополучия и низкими показателями депрессии, тревоги и стресса. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, академическая мотивация, самомотивация, субъективное благополучие.
Е. Г. Евдокимова, К. Ю. Миронова
Готовность педагогов колледжа к применению системы
мотивирования на занятии
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями готовности педагогов к применению системы мотивирования при работе со студентами колледжа. Выявлено, что в целом педагоги колледжа искусств достигают образовательных результатов на основе интегральной готовности к применению элементов системы мотивирования, в которой отдельные компоненты (знаниевый, поведенческий, личностный) неразделимы и определяются личностным компонентом. Результаты исследования будут полезны педагогам и организаторам повышения квалификации педагогов СПО. Ключевые слова: готовность педагогов колледжа, мотивирующие задания, повышение квалификации.
Технологии, практика, опыт
Л. В. Черникова
Участие в Программе по развитию личностного потенциала как ресурс и возможность повышения профессионального мастерства преподавателя
В статье автор представляет опыт адаптивного включения материалов Программы по развитию личностного потенциала в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогических работников. Автор показывает развитие личной мотивации преподавателя как участника региональной обучающей и сопровождающей команды Новосибирской области. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, повышение квалификации педагогов, мотивация преподавателя института повышения квалификации, управляемая групповая динамика.
А. В. Ситникова, И. Ю. Тарханова
Личностно-развивающий потенциал медиатехнологий в работе с дошкольниками
Статья посвящена анализу опыта использования медиатехнологий для развития личностного потенциала дошкольников. На основании выявления особенностей личностного потенциала дошкольников, обоснования специфики их социализации в современном цифровом мире, определения предпочитаемых воспитательных стратегий их родителей автором обоснована возможность применения средств медиапедагогики для развития инициативности дошкольников, повышения активности родителей во взаимодействии с педагогами, обеспечении творческой образовательной среды детского сада. В статье описан опыт проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала» в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 55» города Ярославля. Ключевые слова: дошкольная педагогика, личностный потенциал, медиатехнологии, детское телевидение, мультипликация.
И. Ф. Худякова
Развитие личностного потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы
В статье описаны особенности построения, организации и реализации курса «Личностное развитие» для учащихся 6 – 7-х классов общеобразовательной школы. Проанализированы результаты воздействия программного материала курса на учащихся и педагогов. Особое внимание автор уделяет описанию влияния предметного содержания уроков русского языка и литературы на развитие личностного потенциала учащихся 6 – 7-х классов. Ключевые слова: развитие личностного потенциала, подростковый возраст, русский язык, литература, урок, учитель, взаимодействие.